Х5 Retail Group размораживает собственный девелоперский бизнес

05.10.2010
Ритейлер начал переговоры с властями 16 регионов о сотрудничестве, которое, в частности, будет заключаться в информировании компании о новых районах комплексной застройки. Х5 планирует выступать соинвестором строительства домов, в которых ее магазины будут занимать первые этажи или пристройки.

Как рассказал директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов, компания решила осуществить «комплексный заход в регионы». Для этого ритейлер хочет заручиться поддержкой местных властей. Кроме того, Х5 надеется, что местные власти будут информировать ее о планах по строительству новых микрорайонов. Это позволит компании заранее выбирать места для своих магазинов. «Мы сразу получаем доступ к новому покупательскому трафику, счастливым обладателям новых квартир», — объясняет Сусов.

По словам Сусова, ритейлер уже договорился о том, что Х5 откроет в течение двух лет на территории Тверского региона не менее 40 магазинов всех своих форматов и обеспечит не менее 700 рабочих мест. Всего же ритейлер хочет охватить в ближайшее время 16 регионов страны. На очереди — соглашения о сотрудничестве с Ярославской и Рязанской областями, они могут быть подписаны в октябре 2010 года. В этих соглашениях появляется пункт о долевом строительстве, он будет присутствовать во всех последующих договорах.

По данным Сусова, Х5 намерена довести долю магазинов, построенных по программе соинвестирования, до 10% и более от числа всех новых магазинов. Он отметил, что инвестиции в подобные проекты сопоставимы с вложениями в строительство отдельно стоящего магазина. Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила оценивает инвестиции в регионах в $850-950 на 1 кв. м.

Х5 на сегодняшний день, пожалуй, единственный крупный ритейлер, который заинтересован в долевом строительстве. Коллеги по цеху такому механизму не доверяют. «В теории этот вид строительства не хуже и не лучше других способов, но есть риск получить магазин с плохой зоной приемки товара, неудачным расположением точки без парковки», — отмечает вице-президент «Дикси» Федор Рыбасов. Совладелец «Виктории» Николай Власенко считает, что надеяться можно только на себя. «Вспомните, как девелоперы банкротились в кризис, останавливалась реализация проектов, — говорит он. — Мы всегда строили за свои деньги и были во всем уверены».

Крупнейшие девелоперы заявили, что в подобных партнерствах с ритейлерами никогда не участвовали. По словам участников рынка, первые этажи обычно занимают предприятия малого бизнеса, к примеру небольшие салоны красоты или оптика, тогда как супермаркеты требуют значительно большего объема площадей, зону погрузки-разгрузки, что может быть некомфортным для жителей дома.

В «Дон-Строй Инвесте» замечают, что даже покупать площади в домах на ранних стадиях строительства ритейлеры не готовы. «Как правило, они начинают интересоваться площадями ближе к завершению строительства объекта, поскольку замораживать финансовые средства на значительный период, то есть ожидать окончания строительства, сдачи в эксплуатацию, для торговой сети значит отодвигать момент начала окупаемости торговой площади», — поясняет представитель девелопера.

По информации «РБК daily»
Все новости