«Пятерочка» взялась за франчайзи

22.01.2006
Розничная сеть начала консолидацию своих активов с покупки пакета акций челябинского партнера
Вчера «Пятерочка» объявила о приобретении 26% акций своего франчайзи в Челябинской области – компании «Уралагроторг». В сети заявляют, что таким образом началось формирование уральского филиала, в который, очевидно, войдут все ее партнеры в этом регионе. По мнению аналитиков, «Пятерочка» может поправить свою отчетность, только если выкупит бизнес как минимум половины своих партнеров уже в этом году, однако отмечают, что при этом могут возникнуть проблемы с управлением сетью.

«Пятерочка» – одна из крупнейших российских сетей универсамов эконом-класса. Общее количество магазинов сети на середину января 2005 г. составляло 751, из них 326 – в Москве и Петербурге. Общее количество магазинов по франчайзингу достигло 425. В первом полугодии 2005 г. продажи «Пятерочки» вместе с гипермаркетами «Карусель» превысили 1 млрд 33 млн долл. Показатель EBITDA достиг 11,9% (в первом полугодии 2004 г. он был на уровне 9,7%). В мае 2005 г. контролирующая компанию нидерландская Pyaterochka Holding N.V. разместила на Лондонской бирже 46 млн GDR (30% уставного капитала) по 13 долл. за штуку. В результате было выручено 598 млн долл., и капитализация компании достигла 2 млрд долл. Декабрь ушедшего года ознаменовался для акционеров «Пятерочки» неприятным событием: ее руководство объявило о значительном снижении прогноза по годовой выручке – с 1,595 до 1,3-1,35 млрд долл., после чего GDR Pyaterochka в Лондоне подешевели за день более чем на треть. Однако в середине декабря «Пятерочка» все же довольно успешно разместила облигации на 3 млрд руб. – под 9,3% годовых.

Разговоры о том, что хорошим выходом для слегка запутавшейся в своих прогнозах «Пятерочки» будет выкуп бизнеса франчайзи, начались около года назад. В компании не отрицали намерения превратить все франчайзинговые магазин в собственные, не прекратив при этом продажу франшизы. Первой сделкой в цепочке приобретений стала покупка 26% акций челябинского франчайзи «Уралагроторг». Сумма сделки поражает – 1,5 млн долл. за 29 магазинов, выручка которых в 2005 г. составила порядка 40 млн долл. Общая площадь магазинов «Уралагроторга» достигает 14,3 тыс. кв м. По оценке аналитиков, реальная минимальная стоимость сети составляет порядка 5 млн долл. Управляющий сетью «Пятерочка» Олег Высоцкий объяснил столь низкую цену тем, что это было оговорено при подписании договора франчайзинга. «Обе стороны считают цену справедливой и обоюдовыгодной», – сообщил он. Мнение представителей «Уралагроторга» вчера выяснить не удалось.

В рамках соглашения «Пятерочки» и его партнера, с 1 июня 2006 г. сеть и основной владелец «Уралагроторга» будут вести совместные операции в Челябинске и Екатеринбурге в лице новой компании, в которую «Пятерочка» внесет свои 26% акций «Уралагроторга» и 100% акций екатеринбургского франчайзи – сети «Экономторг», которая была куплена еще в 2005 г. Эти пакеты составят 51% нового юридического лица – «Пятерочка Урал». А в 2009 г «Пятерочка» планирует выкупить весь пакет акций новой компании и станет одним из крупнейших игроков в регионе. В подтверждение серьезности своих намерений по увеличению присутствия на Урале «Пятерочка» также сообщила о строительстве крупного распределительного центра (РЦ) в Уральском регионе в 2007-2008 гг. Как сообщил RBC daily Олег Высоцкий, инвестиции в этот РЦ составят порядка 10 млн долл. Однако уральские ритейлеры не слишком испугались сильного конкурента. По словам представителя одной из местных розничных сетей, пожелавшего остаться неназванным, региональные операторы успешно обгоняли по всем показателям франчайзи «Пятерочки» и также успешно будут конкурировать с головной компанией.

Эксперты пока не дают однозначных комментариев относительно заявленного «Пятерочкой» курса. «Время покажет», – сказали практически все опрошенные RBC daily аналитики. Высказывается мнение, что покупка челябинской компании была вынужденной, так как дела в ней шли не лучшим образом. «У «Пятерочки» действительно возникали проблемы с партнерами в Челябинской области, но вряд ли это явилось основной причиной сделки», – считает аналитик РБК Валентин Крохин. По его мнению, чтобы результаты процесса консолидации, начатого «Пятерочкой», были видны уже в 2006 г., компании надо купить как минимум половину своих партнеров. «Но тогда могут возникнуть проблемы в управлении сетью», – отмечает он.

Аналитик ИГ «АТОН» Алексей Языков сообщил, что ожидает ускорения темпов роста выручки «Пятерочки» в 2006 г. «В связи с последними приобретениями компания покажет наибольший рост в первом полугодии, что найдет отражение в результатах за весь 2006 г. Таким образом, мы предполагаем, что темпы роста выручки «Пятерочки» в 2006 г. удвоятся. Объявленные приобретения в Уральском регионе еще более повышают инвестиционную привлекательность компании». Аналитики «МДМ-Банка» более осторожны в своих оценках. «Это приобретение, стоимостью в 1,5 млн долл., в краткосрочной перспективе несущественно и не окажет воздействия на финансовые показатели компании, так как из-за своих небольших размеров не войдет в консолидированную отчетность», – утверждает директор управления рынков акционерного капитала «МДМ-Банка» Александр Андреев. По его мнению, значение этой сделки в другом: она подчеркивает потенциальные резервы «Пятерочки» по расширению своей торговой сети за счет покупки франчайзи как довольно быстрого и несложного способа увеличить число собственных магазинов. Дело остается за малым – насколько поверят инвесторы очередному амбициозному прогнозу компании.

www.rbc.ru

Елена Желобанова, 19.01.2006
Все новости