"Тракторные заводы" пойдут по рукам

31.01.2011
В конце декабря ВЭБ купил 100% акций материнской компании КТЗ, Machinery & Industrial Group, у структур Болотина и его партнера по бизнесу Альберта Бакова. Эта сделка была аналогом кредита репо: под проданные акции Болотин и Баков получили от ВЭБа 15 млрд. руб. для частичного погашения крайне высокой, на уровне 34 млрд. руб., долговой нагрузки КТЗ (сопоставимо с выручкой концерна за 2010 год - 30 млрд. руб.). Вернуть кредит ВЭБу и, соответственно, контроль над КТЗ прежние собственники концерна рассчитывали в течение 7 лет, причем, как утверждали собеседники в руководстве КТЗ, "с ВЭБом была достигнута принципиальная договоренность, что менеджмент концерна меняться не будет".

Однако, рассказывают источники в Правительстве, в январе ВЭБ получил ряд предложений об управлении КТЗ и покупке части его активов. От лица "Ростехнологий" переговоры о разделе бизнеса концерна ведут гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко (его называют креатурой главы госкорпорации Сергея Чемезова) и глава КамАЗа Сергей Когогин. Первый договаривается о контроле над вагонным производством КТЗ, второй интересуется военным, то есть выпуском боевых машин десанта на "Курганмашзаводе". Сиенко подтвердил интерес к активам КТЗ, отметив, что "УВЗ - едва ли не единственный профильный игрок, способный управлять таким бизнесом". Сергей Когогин, находящийся в Давосе, на запрос "Коммерсанта" не ответил, но для КамАЗа заказы Минобороны и госструктур в целом - это традиционный рынок (20% продаж в 2010 году). В "Ростехнологиях" подтвердили факт переговоров с ВЭБом по КТЗ, отметив, что "об окончательном решении говорить пока преждевременно".

Еще один претендент на активы КТЗ - холдинг "Русские машины" Олега Дерипаски. В самом холдинге неофициально утверждают, что "особого интереса к активам КТЗ, обремененным серьезным долгом, не проявляют, но вообще синергия быть может". Группа ГАЗ, входящая в "Русские машины", сама обременена долгом на 30 млрд. руб. В целом идея отдать управление КТЗ "Русским машинам" "исходит от банков, то есть от того же ВЭБа", говорят источники в холдинге.

Однако в Правительстве утверждают, что представители Олега Дерипаски "крайне интересуются бизнесом КТЗ - явно не меньше, чем "Ростехнологии".

Действительно, бизнес КТЗ, как и бизнес "Русских машин", включает производство дорожно-строительной техники, военной техники ("Русские машины" делают БТР), а также грузовых вагонов (у холдинга Олега Дерипаски аналогичное производство в Мордовии). Дерипаска интересовался покупкой "Курганмашзавода" еще в 2005 году, то есть до его вхождения в КТЗ. Официально в "Русских машинах" от комментариев отказались.

Еще одним претендентом на вагонный бизнес КТЗ является контролируемый Александром Несисом Номос-банк, говорят источники (в банке от комментариев отказались). Банк входит в группу ИСТ, владеющую Тихвинским вагоностроительным заводом.

Но никто не интересуется сельхозмашиностроением КТЗ, говорят собеседники. Этот сегмент - наиболее проблемный, поясняет глава "Росагромаша" Евгений Корчевой. "Продажи сельхозтехники КТЗ в прошлом году упали сильнее всего, и, например, концерн остался должен "Росагролизингу" 4,5 млрд. руб. за технику, которую обязался поставить, но поставить не смог, - поясняет Корчевой. - Техники КТЗ еще на 4,5 млрд. руб. скопилось на складах "Росагролизинга", и продать ее госпосредник не может". На военное и железнодорожное машиностроение приходится примерно половина выручки концерна, добавляет эксперт. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" добавляет, что вагонный бизнес сейчас выглядит особенно перспективным - в 2010 году выпуск вагонов в России удвоился.

Болотин, говорят источники, готов расстаться с военным и железнодорожным машиностроением, оставив за собой проблемное сельхозмашиностроение, выпуск лесной и дорожно-строительной техники. Деньги, полученные от ВЭБа (15 млрд. руб.), частично уже потрачены на погашение процентов по кредитам (это порядка 3 млрд. руб.), поясняют источники, и "оставшуюся от погашения часть Болотин также намерен оставить за собой". "Соответственно, сейчас идет торг - КТЗ готов расстаться с частью своих хороших активов, дающих половину его выручки, а деньги ВЭБа и часть плохих активов оставить за собой".


http://www.ma-journal.ru/
Все новости