Конференция “Франчайзинг: перспективы Нижегородской области”

19.03.2006
Послевоенная Америка внесла нечто принципиальное новое в бизнес. Известно, что на вторую мировую американские солдаты шли зарабатывать. И возвращались с капиталом. Они, увидев Европу, уже не хотели “обратно к сохе” и были готовы начать свое собственное дело, еще не представляя — как. Так сложились идеальные условия для бурного развития франчайзинга: большое число людей, привыкших к дисциплине (первое правило солдата — исполнять команды), имеющих свободные деньги, но не знающих, как вести бизнес.

Впрочем, в Америке занятие бизнесом — неотъемлемое право гражданина, право по рождению, и каждый восьмой получает доходы от бизнеса. В России занятие бизнесом без разрешения государства — преступление. Поэтому против 25 млн малых предпринимателей в США российских — 800 тысяч.

Не смотря на то, что свободные деньги в России появились, бурного развития франчайзинга в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать. Да и не слишком мы богаты: те, кто занялся предпринимательством, чтобы сформировать себе рабочее место, франшизу не покупают.

Процесс не идет по ряду причин: законодательная, правовая база для развития франчайзинга не проработана; заявленное франчазером предложение зачастую не соответствует ожиданиям приобретателя; франчайзи не всегда ведут бизнес корректно. Конференция “Франчайзинг: перспективы Нижегородской области”, собравшая в Нижнем франчайзеров и потенциальных франчайзи из столицы, Питера, Казани, соседних регионов, дала возможность не только обсудить эти проблемы, но выбрать конкретные решения. Пока шли семинары “Как выбрать правильную франшизу, начать и вести свой бизнес” и “Как стать франчайзером”, на выставке франшиз не утихало оживление — нижегородцы активно изучали предложение.

МОСКВА
Вячеслав ДЕМИДОВ, директор по развитию компании “Incity”:

— Нашей компании всего год. За это время мы открываем тридцатый магазин по России... В Нижнем Новгороде у нас грандиозные планы — в 2007 году открыть магазин в торгово-развлекательном комплексе “Парк Хаус” в Ленинском районе, в настоящее время идет переговорный процесс. Уже подписан договор об открытии магазина площадью 180 кв. м с компанией МЕГА (в Кстовском районе, откроется осенью 2006-го). Это два самых крупных и привлекательных комплекса, которые появятся в регионе в ближайшем будущем. Мы ищем местных партнеров под эти проекты. В любом случае, будем выходить на нижегородский рынок сами, хотя самим охватить все регионы не реально, а через франчайзинг развиваться достаточно перспективно. “Incity” есть на Тверской, хотелось бы видеть эту вывеску на Покровке. Наши магазины рассчитаны на покупателя с доходом от 300 до 500 долларов. (В ценовой конкуренции не уступим “Манго”.)

Мы не требуем паушальный взнос, практикуя товарный франчайзинг: выдвигаем ряд условий, которые франчайзи обязан выполнять, и предоставляем товар. Затраты на открытие одного магазина, включая ремонт и оборудование помещения и приобретение торгового оборудования и товара, составляют от $80 тыс. до $100 тыс. Думаю, что планы открыть сеть фирменных салонов “Incity” в Н. Новгороде вполне реальны. Мы имеем большой опыт работы с одеждой (сеть монобрендовых магазинов западных компаний в Москве и мультибрендовые магазины “007”, “Canali” и “Седьмой континент”).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Андрей КОМАРОВСКИЙ, директор по франчайзингу компании “Чайная ложка”:

— Сейчас в северной столице работает сеть демократических кафе, в Петрозаводске, Выборге, Сосновом Бору — филиалы “Чайной ложки”, в Перми открылось кафе по франшизе. Нам интересны Москва и регионы. Столица — тем, что здесь рынок еще не насыщен заведениями с высокой проходимостью, а регионы — отсутствием сильных игроков.

Средняя площадь “Чайной ложки” составляет 200 кв. м на 70—80 посадочных мест. Стоимость оборудования одной точки в Санкт-Петербурге составляет $200 тыс. без учета затрат на аренду или покупку помещения. Наверное, нижегородцам ничего не говорит бренд “Чайная ложка”. Замечу только, что при высоком уровне сервиса средний чек составляет 80 руб. в Санкт-Петербурге, в Москве чуть выше, а в регионах ценовая политика может быть гибкой. Тем не менее интерес есть. Возможно, это просто интерес к технологиям. Но мы стараемся ограждать себя выбором адекватных партнеров. Вообще, договор — вещь хорошая, но Россия, мягко говоря, не франчайзинговая страна. Мы это понимаем, поэтому ставку делаем на людей, мы работаем с людьми, от их благополучия зависит наше благополучие. Бизнес — это всегда риск, а не просто математика. Бояться быть обманутыми и ничего не делать, значит, остановиться в развитии.

КАЗАНЬ
Елена Еремина, ТК “ДОМО”:

— В Нижнем Новгороде мы открыли первый магазин электроники под вывеской “DOMO” по франчайзинговому соглашению, продав технологию управления розничной сетью (роялти — 2 проц. от ежемесячного объема продаж магазина). В стадии подписания находится договор с Омском. Потенциально есть еще 5—6 городов России — Пенза, Киров, Оренбургская область. Тем не менее мы заинтересованы в новых партнерах в Нижегородской области. В зависимости от численности населения формат магазинов может колебаться от 300 до 1500 кв. м.

Опасений по поводу копирования технологий франчайзи я не разделяю. От нечестной игры на рынке никто из франчайзеров не застрахован, но нужно грамотно составлять договор, чтобы защитить себя от таких коллизий. Потом, если нарушают франчайзинговое соглашение, значит, не могут пользоваться нашим брендом. Конечно, можно транслировать те технологии и ноу-хау, которые получены у нас, опять же у них остается обученный персонал, но контакта с поставщиками, с которыми мы имеем длительные взаимоотношения, сохранить уже невозможно.

Я бы назвала другие трудности на рынке франчайзинга: развитие малого бизнеса в России затруднено вообще, развитие инфраструктуры — в частности. Что касается собственно франчайзинга — это умение работать по жестко установленным правилам, чего наши люди не любят и всегда ищут возможности их обойти. Франчайзи должен понимать, что такое система и что, если одно звено не срабатывает, действует принцип умножения на ноль. Если франчайзи перестает работать в системе, он теряет прибыль. Человек, который приобретает франшизу, должен четко понимать, что ему невыгодно ломать систему.

НИЖНИЙ НОВГОРОД
Наталья ЖУКОВА, директор по развитию сети ресторанов быстрого обслуживания “Едок”:

— В сентябре прошлого года на ежегодной выставке “BuyБренд” франшиза сети ресторанов быстрого питания “Едок” вызвала заметный интерес участников, в том числе из Казахстана, Украины. Наши требования к франчайзи: паушальный взнос — 300 тыс. евро, начальный капитал — 1 млн евро для ресторана на 160—200 посадочных мест, 6 тыс. евро роялти в месяц плюс рекламный пай в 1 тыс. евро. Нас интересуют города с населением от 500 тысяч человек.

Сегодня мы ведем переговоры с предпринимателями из Ульяновска, Самары о приобретении франшизы “Едок”. К сожалению, многих интересуют исключительно технологии, процесс ведения бизнеса, а не собственно бренд. Поэтому мы не торопим процесс. Нам важно найти надежных партнеров, развивать бренд, а не продать как можно большее число франшиз.

Наталья Миронова
Все новости