Франчайзинг – бизнес будущего

11.06.2006
Как создавался и развивался рынок готового бизнеса, в том числе в Нижнем Новгороде?

Серьезная работа по продажам готового бизнеса в России началась в 2000 году. Хотя юридически московский Магазин готового бизнеса (МГБ) был создан еще в 1997 году. В последние два-три года рынок бизнеса стал более цивилизованным, особенно если говорить о малом и среднем бизнесе.

На крупных предприятиях, акционерных обществах всегда существовал определенный порядок раскрытия информации и, соответственно, деятельность таких предприятий более прозрачна. Естественно, оценить и продать такой бизнес намного проще. Представители малого и среднего бизнеса только сейчас начали понимать, что вести прозрачную деятельность выгодно. Как только начинаешь строить бизнес по законам свободного капитала, становится проще получать кредиты, привлекать инвесторов, продавать предприятие и на этом тоже зарабатывать деньги.

Нижегородский МГБ (ООО "Бизнес для бизнеса") начал работать два года назад – с мая 2004 года. Мы вышли на контакт с московским МГБ, который предложил нам схему франчайзинга, то есть схему, когда мы работаем под их торговой маркой, по их технологиям, под общей информационной базой. Сеть МГБ сейчас представлена в 14 городах России, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Омске, Краснодаре, Чебоксарах, Перми, Новосибирске, и еще в трех странах СНГ - Украине, Белоруссии, Казахстане.

Мы предлагаем российским и зарубежным инвесторам бизнес в Нижегородской области, а нижегородские инвесторы могут что-то присмотреть в Москве или в других городах. Пока в нашей области не было межрегиональных сделок, но в ближайшее время они могут состояться.

Насколько изменился рынок готового бизнеса за время вашей работы?

Рынок готового бизнеса меняется постоянно. В большинстве отраслей существуют спады и всплески активности, и от этого зависит количество предложений. Если на каком-то из рынков вдруг в худшую сторону меняется ситуация, появляется огромное количество желающих продать бизнес и так же резко падает количество желающих купить этот бизнес. Например, год назад многие стали продавать пельменные, колбасные цеха, цеха по производству полуфабрикатов. Тогда я четко знал, что эти бизнесы продать нельзя. Почему? Потому что укрупнялась розница, менялись правила игры на этом рынке. Войти небольшому предприятию без раскрученного брэнда, без раскрученной технологии, без поддержки продаж на рынок розницы практически невозможно. И цеха начали просто закрываться.

Есть отрасли, которые растут, например, рынок автоуслуг – автосервисы, шиномонтажи, мойки, автомагазины, автосалоны. Причина роста этого бизнеса проста - увеличиваются доходы населения, количество автомобилей, люди хотят получить лучший сервис. И, естественно, многие инвесторы понимают, что сейчас можно купить этот бизнес за одну стоимость, вложить туда силы, деньги и возможности и через некоторое время продать его уже за другую цену.

Рынок общественного питания также растет быстрыми темпами. Появилась культура питания вне дома, растут доходы, люди перестают воспринимать поход в ресторан как событие. А раз растет количество желающих ходить в рестораны, кафе и другие заведения, соответственно, растет предложение и увеличивается количество желающих открыть ресторан. Но есть проблема - в Нижнем Новгороде существует серьезнейший дефицит площадей с хорошими местами для размещения кафе и ресторанов. Поэтому многие начинают рассматривать не только вариант самостоятельного открытия ресторана, а вариант покупки готового заведения.

Вывод один - спрос рождает предложение. Как только появляются инвесторы, которые хотели бы купить бизнес, автоматически появляются желающие бизнес продать.


Сколько времени может занять продажа бизнеса?


Все зависит от стоимости. К примеру, хорошее кафе стоимостью до $100 тыс. продается максимум 2 месяца, хороший завод - не менее 4-6 месяцев, любой автобизнес продается в срок менее месяца.

Кроме того, в каждой отрасли есть некая сезонность. Например, турбизнес хорошо продается весной, так как, вложив деньги, инвестор сможет быстро окупить затраты. Покупая бизнес осенью, предприниматель реально начнет зарабатывать деньги только через полгода.

Отслеживаете ли вы дальнейшую судьбу проданного бизнеса?

Нет, мы не сопровождаем бизнес после продажи – это работа наемных управленцев. Покупая бизнес, инвестор должен понимать, что на следующее утро после совершения сделки, он сам за этот бизнес отвечает. Наша задача состоит в том, чтобы до совершения покупки человек "получил товар лицом". Мы должны дать ему максимум достоверной информации.

Бывают случаи, когда мы продаем бизнес и за него спокойны. Покупатель четко понимает, чего он хочет, что он приобретает. Бывали случаи, когда человек хочет купить бизнес, а мы его отговариваем. Так как уверены, что он через месяц придет и скажет: "Давайте его кому-нибудь продадим". Если в этом случае покупатель вовремя придет с просьбой продать бизнес, он ничего не теряет – свои деньги он вернет. Хуже если человек "войдет" в бизнес, все испортит, всех уволит, с клиентами поссорится и возвратится к нам продавать бизнес. На самом деле, задача нового собственника "войти" в бизнес и месяц-два просто смотреть, как он работает.

Какой бизнес, по-вашему мнению, в ближайшее время будет самым перспективным?

По нашим прогнозам, франчайзинг – бизнес будущего. Поэтому и было создано подразделение в МГБ – "Магазин франшиз". Огромное количество инвесторов пока не находят достойного предложения. Во многих отраслях желающих купить больше, чем желающих продать, в частности на рынке общественного питания. Причем огромное количество людей, которые обращаются в МГБ, - "непрофильные инвесторы", которые хотят себя попробовать в новой сфере. Создавать бизнес с нуля сложно и рискованно. Покупая франшизу, вы приобретаете не просто идею, сформулированную на бумаге, а идею, реализованную в других городах. Компания-франчайзер вас научит, проконсультирует, передаст свой опыт и поддержит в первые месяцы работы.

Франшизы предлагают не только москвичи. Есть несколько франшиз, разработанных в Нижегородской области. Например, сеть магазинов автозапчастей "Драйв клуб" (компания "Пигма"), шиномонтажные центры компании "Линарис", сеть ресторанов быстрого обслуживание "Едок" и другие предлагают свои франшизы.

Сейчас в Россию активно приходят западные компании, которые не хотели бы тратить свои деньги на региональную экспансию, а ищут партнеров, готовых вкладывать средства. Такая ситуация характерна для рынка одежды, обуви, фаст-фуда. В любом крупном торговом центре 90% торговых точек открыто по договору франчайзинга.

В последнее время на рынке готового бизнеса формируются уже некие правила игры, в том числе в сфере франчайзинга. Например, сравнивать франчайзинг 2002 года и 2006 года нельзя, потому что предложения качественно изменились. Если четыре года назад региональные инвесторы боялись вкладывать деньги в московские и западные проекты, то сейчас многие понимают, что это выгодно. Если рассматривать формат торгового центра, то обычный нижегородский предприниматель вряд ли получит площадь, например, в ТЦ "Мега" компании ИКЕА по простой причине – все места распределены на уровне Москвы. У владельцев торгцентра нет задачи обеспечить площадями предпринимателя с рынка. Им интересней работать с известными торговыми марками. Получается, что для нижегородских бизнесменов единственная реальная возможность торговать в крупном центре – найти московского партнера, который уже представлен в московских торговых центрах и хочет работать в регионе, развивая совместный бизнес на деньги регионального инвестора. Сейчас существует много предложений от московских и зарубежных компаний, и мы активно работаем на рынке продажи франшиз.

Любой бизнес, особенно региональный в конечном итоге перерастает определенные рамки и одним из самых удобных вариантов дальнейшего его развития является именно франчайзинг.


Беседовала Алла Булыгина
Все новости