Частных перевозчиков сократят по конкурсу

12.06.2006
Комиссия Думы Нижнего Новгорода по транспорту и департамент транспорта горадминистрации заявили о начале реформы общественного транспорта в городе, касающейся осуществления пассажирских перевозок частными маршрутками. Она предполагает распределение всех городских маршрутов по конкурсу, обслуживание центральных улиц автобусами большой вместимости и как следствие — сокращение количества частных перевозчиков. Участники рынка автобусных пассажирских перевозок сомневаются, что конкуренция будет честной, и говорят о нерентабельности автобусов большой вместимости в настоящий момент.

Администрация Нижнего Новгорода и крупные перевозчики давно не скрывали своего желания пресечь аварийные гонки маршруток на улицах города путём сокращения количества частных перевозчиков и перевода их в качество. Наконец рабочая группа гордумы подготовила проект постановления «Об организации автотранспортного обслуживания населения на территории Нижнего Новгорода», который и был презентован на вчерашней пресс-конференции.

Для наведения порядка депутаты предложили все маршруты распределять по открытому конкурсу. «Ни одна, даже самая идеальная администрация физически не сможет контролировать 500 частных операторов, работающих в Нижнем Новгороде!» — пояснил председатель комиссии гордумы по транспорту Алексей Гойхман. Основными условиями для участия в конкурсе станут наличие у претендента собственной (или арендованной) ремонтной базы, чёткое выполнение графиков движения, обязательное прохождение ТО в лицензированных сервисах, наличие в штате квалифицированного медика, ежедневный осмотр водителей и высокая квалификация персонала.

Согласно проекту постановления, в результате конкурсов отсеются мелкие, имеющие один-три «ПАЗика», частники, которые не в состоянии следить за исправностью своих машин, самочувствием водителей и дисциплиной в рейсе. «Революции нам не надо. Все частные перевозчики сейчас ездят по договорам с департаментом транспорта. Пусть они спокойно доездят этот год, а когда сроки действия договоров истекут, всем будет предложено принять участие в конкурсе», — пояснил господин Гойхман, добавив, что ограничений по количеству участников в конкурсах на маршруты не будет.

Помимо жесткого отбора, предполагается создать некое контрольно-ревизионное управление (КРУ), которое будет контролировать маршруты, следя за соблюдением графиков движения водителями автобусов. Необходимость создания КРУ (это будет бюджетная организация) начальник городского департамента транспорта Владимир Грибов объяснил тем, что текущую ситуацию на рейсах никто не отслеживает: «У ГИБДД несколько другие задачи, транспортная инспекция фактически ничего не контролирует. А повлиять на неё нельзя: ни городу, ни области она не подчиняется».

Ещё один главный козырь реформаторов — автобусы большой вместимости. По словам начальника отдела ГП «Нижегородпассажиравтотранс» Галины Дубининой, особая надежда возлагается на закупленные правительством области 400 больших «ЛиАЗов» с американскими моторами, «о которых мы могли только мечтать».

Эти автобусы планируется выпустить на ряд ранее закрытых маршрутов, соединяющих Автозаводский и Сормовский районы с верхней частью города. В качестве эксперимента первые 30 «ЛиАЗов» пустят по маршруту № 26 Московский вокзал — микрорайон Кузнечиха, заменив ими 110 «ПАЗиков», ходящих в этом направлении. Правда, как признался господин Гойхман, из-за высоких эксплуатационных затрат и социальных функций губернаторские «ЛиАЗы» окупаться не будут и потребуют дотаций из бюджета. «ПАЗики» предлагается поставить на второстепенные маршруты, отдав главные магистрали автобусам большой вместимости. По каким принципам будет рассчитываться экономическая составляющая перевозок и определяться конкретные маршруты, нуждающиеся в насыщении новыми машинами, пока не совсем ясно. Как признался «Ъ» Владимир Грибов, необходимо масштабное исследование пассажиропотока в городе, которое не проводилось с 1988 года. Но денег на осуществление «голубой мечты» начальника транспортного департамента нет, поэтому маршрутная карта сейчас кроится на основе изучения отдельных маршрутов и «на ощупь».

Участники рынка автобусных пассажирских перевозок сомневаются, что конкуренция будет честной, и говорят о нерентабельности автобусов большой вместимости в настоящий момент. «Мне непонятно, почему частным перевозчикам не дают конкурировать с муниципальным транспортом, вытесняя нас с центральных маршрутов. Кроме того, наш опыт эксплуатации “ЛиАЗа” большой вместимости доказал, что в существующих условиях они нерентабельны. Затраты на их содержание в три раза выше, а пассажиров они будут перевозить лишь на 15% больше, чем “ПАЗы”», — считает главный инженер ИП Каргин Леонид Горский. С ним согласен частный предприниматель Гриша Саакян: «Рынок уже всё расставил на свои места, и какой-то острой необходимости ломать маршруты нет. Я думаю, что “ЛиАЗы” всё равно будут дублировать маршруты частных перевозчиков. Во-первых, интервал движения у них должен быть не менее 10—15 минут, а нижегородские пассажиры не привыкли ждать так долго. В час пик такой автобус сделает один-два удачных рейса, а в остальное время будет возить по 10—15 человек, как и маршрутки. О какой-либо рентабельности тут говорить не приходится». По словам господина Саакяна, 400 автобусов рынок перевозок может просто не переварить.

Ожидается, что проект постановления «Об организации автотранспортного обслуживания населения на территории Нижнего Новгорода» будет рассмотрен на заседании гордумы 21 июня.

Роман Кряжев,
www1.abm.r52.ru
Все новости