Рынок фаст-фуда: "Ватага клонов"

02.08.2006
В наше время все сложнее становится разработать нестандартную бизнес-идею, способную приносить дивиденды. Особенно если речь идет о ресторанном рынке, где, казалось бы, все придумано и давно освоено. Но то, к чему уже привыкли москвичи или петербуржцы, для Нижнего порой в новинку. Вот и заимствуют наши рестораторы уже раскрученные идеи, прививая их на местную почву. Это не плохо и не хорошо - это прием, ставший в бизнесе привычным.

"Картофель" клонировали?

Около двух лет назад в Нижнем Новгороде на фуд-корте ТЦ "Шоколад" по франчайзингу открылась точка сети "Крошка-картошка". Франшизу через "Магазин готового бизнеса" в Нижнем Новгороде приобрели собственники компании "Сибирский берег" (торговая марка "BEERka"). Директором по развитию "Крошки-картошки" стал топ-менеджер компании Сергей Чернышев. Через год нижегородские предприниматели отказались от пролонгации договора, и точка стала работать самостоятельно под брендом "Картофельный папа".

Сходство "Картофельного папы" с брендом "Крошка-картошка": основные блюда - турецкий картофель, картофель-фри.

Различия: существенно расширена линейка горячих блюд, салатов и гарниров. "Картофельный папа" стал напоминать домашний ресторан с элементами самообслуживания. Появились новые фирменные цвета - синий, желтый, фасный. Герой - "картофельный папа", изображенный на логотипе. Средний чек поднялся со 100 до 150 руб.

Под новым брендом в городе появилась вторая точка - в стационарном помещении на Верхне-Волжской набережной.

Затем было принято решение провести ребрендинг - для будущей сети было выбрано название Papa potato. "Ребрендинг прошел не очень удачно: хиты продаж, кроме блюд из картошки, убрали, но не было придумано новых удачных вариантов. Были вариации на тему прежних блюд. Люди не оценили новаций, что не удивительно", - говорит директор сети Алексей Зеленое.

Когда москвич Алексей Зеленое сменил на посту директора Сергея Чернышева, перед ним была поставлена задача - разработать новый бренд. Новый бренд Papa potato (инвестиции в точку составляют $200 тыс.) начал работать в апреле 2005 г.

Сходство Papa potato с брендом "Крошка-картошка": картофель-фри, картофельные шарики, картофель-долька.

Различия: введены новые фирменные блюда, приготовленные по оригинальной технологии: куриное и говяжье буррито "Сделай сам" (хит продаж), "Семга в картофельном клубне", "Фишка" (лосось, запеченный в хлебе), куриные крылышки на барбекю "Пальчики оближешь", классические крылья в панировке "Чикаго", фирменный картофель "Papa potato". Заказ делается под конкретного гостя, блюда не готовятся заранее. Появилась салатная станция - теперь все салаты свеженарезанные. Введена большая линейка соусов "Хайнс", пользующаяся высоким спросом. За счет новых фирменных блюд достигнут существенный рост продаж (на 130%). В Papa potato обновился дизайн - с молодежной (с возможностью wi-fi) и диванной зонами, детской комнатой. Поменялся и фирменный стиль: теперь фирменные цвета - зеленый, красный и желтый. Количество посадочных мест - 50. В "Картофельном папе" количество посадочных мест - около 100. Средний чек составляет 120 руб.

Если "Крошка-картошка" занимает, как правило, места на фуд-кортах, то Papa potato и в дальнейшем будет открываться в стационарных точках. "Мы не довольны работой точки на фуд-корте в ТЦ "Шоколад".

Мы считаем, что дело в неграмотном управлении центра, куда нижегородцы зачастую приходят просто погулять, а не совершить покупки", - говорит Алексей Зеленое.

Мнения

"Сейчас Papa potato - новый формат, кардинально отличающийся от "Крошки-картошки". По сути, мы сменили нишу – это болезненный и дорогой процесс. До апреля этого года (точки девствовали уже полтора месяца) мы работали в минус. Сейчас же у нас появилось много новых гостей и спрос на введенные блюда", - говорит Алексей Зеленое. В ближайшее время будет происходить лишь небольшая коррекция меню.

Планы

Целенаправленная рекламная кампания, выход продаж на запланированный уровень. Ближайшие планы - запуск нового меню и точки в Красноярске и Самаре. Всего планируется открыть 12 точек сети Papa potato в трех городах. "Мы могли бы расти более интенсивно, нас сдерживает лишь дефицит помещений", - признается директор сети.

Клоны "Крошки-картошки" в других городах - например, "Блин-картошка" в Барнауле.

Истина в блине?

Кафе "Блин-бар" открылось в Дзержинске примерно три года назад. Владельцами являются Дзержинские предприниматели (ГК "Стэп") - собственники ресторана "В большом городе", кафе самообслуживания "Терка" и "Мельница", кафе "Ностальжи" и "Чикен-пай". Идея открыть кафе в "блинном формате" пришла после поездки в Санкт-Петербург, где Дарья Соловьева, менеджер по маркетингу, одна из собственников бизнеса, заметила, какой высокий спрос в Питере имеют разнообразные блинные кафе. Особенности формата, которые "играли на руку" дзержинским предпринимателям, - демократичные цены, популярный у русского народа продукт и отсутствие сложного технологического оборудования. Первая точка, сходная по формату с петербургской "Чайной ложкой", открылась на первом этаже жилого дома, вторая, примерно через год, - в другом районе, также в жилом доме.

Сходство "Блин-бара" с "Чайной ложкой": ассортимент меню - блины и салаты. Схожи черты фирменного стиля: фирменный цвет "Чайной ложки" - оранжевый, у "Блин-бара" - оранжевый и желтый.

Слоган: "In blino veritas". "Раньше на этом месте работал магазин "Вина Кубани", откуда, еле держась на ногах, выходили его верные покупатели. Это заведение и подтолкнуло нас к созданию слогана", - говорит Дарья Соловьева.

Различия: невысокий средний чек - 50 руб. Присутствие в меню алкоголя.

Случай

Дзержинские предприниматели получили от нижегородской компании "Гармония" (дистрибьютор алкогольной продукции, собственник кафе "Развилка") предложение о приобретении технологии бизнеса по франчайзингу. Но решили отказаться по нескольким причинам: нечетко прописанная юридическая база, удаленность от Нижнего Новгорода (проблема в доставке свежих салатов) и, как следствие, - невозможность контроля в связи с нехваткой персонала. Дзержинские предприниматели решили не брать на себя такую ответственность, но организовали при этом для компании "Гармония" стажировку. Таким образом, через год в Нижнем Новгороде появился клон клонов - введенный "Гармонией" сетевой формат "Блин´с". Схожие черты - ассортимент блинов и элементы интерьера: люстры в виде шаров из бумаги.

Формат "Блин´с" был закрыт весной этого года, после того как компания "Сладкая жизнь" приобрела у компании "Гармония" магазины на автостоянках.

Мнения

"Прежде, чем открыть новый формат, мы смотрим, имеет ли он спрос в других городах, читаем специализированную литературу, ездим на семинары, чтобы услышать по этому поводу мнение экспертов ресторанного рынка. Считаю такой подход грамотным и позволяющим избегать рисков, - говорит Дарья Соловьева. - Только наглядно изучив спрос и рынок, мы начинаем разрабатывать ассортимент кухни, фирменный стиль. И зачастую мысли у творческих людей сходятся".

Важный момент, по мнению Дарьи Соловьевой, - адаптировать формат под местные условия, например, понизить средний чек. Дарья осознает, что в Дзержинске не может быть более 5-7 "Блин-баров", так как город маленький и люди жаждут разнообразия.

Планы

Развивать сеть. Единственная проблема - дефицит помещений.

Стоит отметить, что клоны "Чайной ложки" есть не только в Дзержинске. Это и "Большая ложка" в Казани, и "Чудо-блин" в Петербурге.

Еще один клон - сеть "Русские блины" Сергея Пиногорова, который и не скрывает, что бренд "Русские блины" - это аналог московского бренда ´Теремок. Русские блины". Три точки "Русских блинов" представляют собой автокафе на базе прицепа "Купава". Клоны бренда "Теремок" есть в Санкт-Петербурге ("Масленица", "Рубли", "Петровские"), в Томске, Новосибирске и Кемерово ("Сибирские блины").

Подобных примеров заимствования успешных форматов очень много. Например, клоны успешного проекта русской кухни "Елки-палки" работают в Самаре и Новосибирске («Жили были»), в Екатеринбурге ("Трали-вали") и в Москве ("Ели-пили").

Нижегородская квартира была первой

Надо сказать, что не только нижегородские рестораторы клонируют московские бренды, но бывает и наоборот. В начале марта в Нижнем Новгороде заработал первый в России отель-ресторан "Квартира 89". Общая площадь президентского номера составляет 190 кв. м. Большая комната - это гостиная, в которой можно организовать банкет на 60 человек. Здесь часто проходят свадьбы и юбилеи. В состав квартиры входит кухня, ванная комната, туалет, спальная и кабинет с выходом в Интернет. С гостями работает шеф-повар, горничная и официант. Гость может заказать блюда в спальную, ванную или кабинет. Одним словом, человек чувствует себя как дома и на банкете, и на шумной свадьбе, и во время командировки. Весной "Квартиру 89" посетило руководство Российской гостиничной ассоциации. Они отметили необычность формата, сделали фотографии и уехали в Москву. А в июне этого года в столице открылся подобный проект - "Квартира 44". "Скоро таких проектов будет несколько, так как земля слухами полнится. Открывая данный отель-ресторан, мы были готовы к копированию. Но мы в любом случае были в России первыми. Было бы интересно пообщаться с другими директорами подобных заведений, - поделиться опытом", - говорит директор отеля-ресторана Елена Ушакова.

"Копировать можно, только -осторожно!"

"Копировать чужой успешный опыт нужно, но не так откровенно, как делают некоторые рестораторы, - говорит директор "Магазина готового бизнеса" в Нижнем Новгороде Юрий Кузьмичев. - Сейчас мы предлагаем нижегородскому рынку интересный формат американского ресторана "Кафе Дяди Сэма". Все, кому мы показываем этот формат, говорят: "Да это же проект ГК "ПИР" "Папаша Билли". Да, они позаимствовали многое из московского проекта, привнеся и свои элементы, поэтому ресторан стал успешным. Но я уверен, что в городе будет востребовано еще несколько "Кафе Дяди Сэма". Если идет идентичное копирование, правообладатель должен защищать свои авторские права. Беда состоит в том, что ресторанный бизнес зачастую нетехнологичен и не очень грамотно юридически прописан. Поэтому далеко не все предприниматели могут прийти и сказать, что у них позаимствовали элементы фирменного стиля. Так что многие становятся жертвами жадности, так как в свое время не защитили авторские права. Но лет через 5-7 рынок цивилизуется, и таких примеров будет гораздо меньше".

Марина Сипатова
www.abm.nnov.ru
Все новости