Большие перемены в малом бизнесе

17.08.2006
Тема перевода мелкорозничной торговой сети в стационарные помещения в Нижнем Новгороде стала модной. Этим летом она обсуждается на всех уровнях: от кухонных протестов обделенных ларечников до высочайших муниципальных собраний. Уже можно с уверенностью сказать, что постановление о переводе мелкорозничной торговой сети в стационарные помещения — один из самых резонансных документов последнего десятилетия.

В сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на сегодняшний день в Нижнем Новгороде заняты более 45 тысяч жителей. В нынешнем году розничная торговая сеть города представлена 2 526 стационарными магазинами, 2 295 предприятиями мелкорозничной стационарной сети (киоски, ларьки, павильоны), 41 рынком

С учетом российской действительности малое предпринимательство еще в 90-е годы осело в киосках или ми-ни-маркетах Лет 15 назад у стен детской стоматологической поликлиники на Большой Покровской, в самом центре Нижнего, возник первый «комок» с романтическим названием «Кристина» Его хозяином был тогда никому не известный Олег Кондрашов, ныне маститый нижегородский бизнесмен. В «Кристине» продавали практически все´ от китайских пуховиков до импортных сигарет. А потом подобные торговые точки стали возникать в спальных районах, где магазины, как правило, закрывались в то время, когда большинство горожан возвращалось с работы Тогда думали, что эти ларечки-киоски — временное явление Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное Шли годы. Ларечная торговля никуда не исчезла. Конечно, некоторые предприниматели со временем окрепли´ поменяли дизайн киоска, расширили торговую площадь. Однако оставался открытым вопрос: надолго ли останутся уличные ларьки символом российского среднего уровня жизни и пределом предпринимательских возможностей?

В начале славных дел

Жители могут отстоять хлебные и молочные киоски, которые удобно расположены внутри жилых кварталов.

Муниципальные власти приняли решение о переводе всей мелкорозничной торговой сети в стационарные помещения Что это значит? А значит это то, что предприниматели из ларьков-киосков должны либо переехать на первые этажи жилых домов, либо путем долевого участия построить торговый центр

Денис Лабуза, возглавляющий министерство поддержки и развития малого предпринимательства, в связи с этим сделал программное заявление. «Я считаю, что это цивилизованный путь торговли Во-первых, в стационарных зданиях есть необходимые условия, в частности к зданиям проведены коммуникации Это удобно для персонала торговой точки Во-вторых, стационарный магазин комфортнее для посетителей Стоимость одного киоска сейчас соизмерима в Нижнем Новгороде со стоимостью магазина на первом этаже здания Квартира, которая покупается под магазин, является частной собственностью и в случае неудачного бизнеса или других обстоятельств может быть либо продана, либо сдана в аренду. Ее собственник все равно получит прибыль. А лицензия на установку киоска дается на определенный срок, например на год, и после окончания срока действия лицензии киоск может быть снесен. Согласитесь, что в этом случае предприниматель понесет значительные убытки»

Проект постановления «Об утверждении Типовых правил работы объектов мелкорозничной сети на территории Нижегородской области» правительство региона одобрило 7 марта. Правила определяют основные требования к помещению и оборудованию объектов мелкорозничной сети, к продаже товаров, к размещению павильонов, киосков и палаток, что в конечном итоге должно привести к переводу большего количества ларьков и киосков на первые этажи зданий. До 1 сентября 2006 года органы местного самоуправления должны разработать концепцию развития мелкорозничной сети с учетом перевода ее на первые этажи зданий. В нижегородском правительстве считают, что данная мера позволит усилить санитарный контроль за продукцией, повысить качество услуг и станет стимулом для мелкого предпринимательства

Механизм реализации этого плана пока находится в стадии детальной проработки, но инициатива чиновников уже сказалась на рынке недвижимости.

Аплодисменты рынка

В короткое время в Нижнем Новгороде резко подорожали первые этажи жилых зданий. Цена квадратного метра возросла на 30%.

Буквально за считаное время в Нижнем Новгороде резко подорожали первые этажи жилых зданий. Так, в марте (а это, напомним, был месяц принятия Типовых правил работы объектов мелкорозничной сети) они подорожали до 30% за 1 кв м. Риелторы напрямую связывают рост цен с заявлением местных властей о переносе мелкорозничной торговли с улиц на первые этажи домов. Более того, сотрудники риелторских фирм уверены, что дальнейший рост цен на первые этажи будет зависеть от активности чиновников.

Например, на проспекте Ленина цена 1 кв м квартиры на первом этаже поднялась до $1 300, хотя еще в 2005 году не превышала $1 000. Весной начал формироваться спрос на первые этажи в спальных районах, обычно перенасыщенных киосками и мини-маркетами. В спальных районах в одном и том же доме цена на квартиры первых этажей выросла минимум на 20% по сравнению с квартирами на других этажах

На спрос отреагировали и строители. В большинстве новостроек первые этажи уже продаются или сдаются в аренду под офисы или торговлю. Сейчас стоимость первых этажей в микрорайоне Молодежный составляет 20 000 — 21 000 руб. за 1 кв. м без отделки, в то время как квартиры с отделкой продаются по цене 19 500 руб. за 1 кв. м Эксперты риелторского рынка считают, что размещение коммерческой недвижимости на первых этажах очень удобно для застройщиков — удается избежать проблем с продажами квартир на первых этажах, которые никогда не пользовались спросом Кроме того, магазины, аптеки, парикмахерские на первых этажах очень удобны для жителей микрорайона, поскольку все самое необходимое находится в непосредственной доступности.

Некоторые участники риелторского рынка отмечают, что росту цен на первые этажи поспособствовали и инвесторы Увеличилось количество непрофильных инвесторов, которые скупают сразу несколько квартир на первых этажах, переводят их в нежилой фонд, ремонтируют и сдают в аренду или продают Например, квартиры на первом этаже на ул. Белинского продаются по цене $1 600 за 1 кв. м, а уже переведенные в нежилой фонд — не менее чем за $2 000 за 1 кв м. Особый интерес сейчас вызывают квартиры, которые находятся в процессе перевода в нежилой фонд. Процедура перевода жилья в нежилой фонд занимает от четырех месяцев до одного года и стоит 51 000-1 500.

Взгляд снизу

Мэр Нижнего Новгорода Вадим Бу-лавинов, однако, заявил о том, что намерен продлить арендные договоры владельцам киосков и мини-маркетов, срок которых истек, с тем, чтобы в январе 2007 года уведомить их, как и прочих предпринимателей, о расторжении договоров аренды.

Как заявила председатель КУГИ городской администрации Ольга Бочканова, у предпринимателей будет целый год, чтобы подыскать себе нежилое помещение, куда они могут перевести торговлю, или подобрать земельный участок, на котором может быть выполнено капитальное строительство для продолжения торговли. После того как предприниматели получат уведомления о расторжении договора аренды, в срок три месяца (до марта 2007 года) они должны будут прекратить торговлю в своих киосках и мини-маркетах. Мэр Нижнего Новгорода пообещал, что предпринимателям будет предоставлено преимущество при получении земельного участка для строительства и при переводе торговли в нежилое помещение на первых этажах жилых зданий Он также сообщил, что контроль за переводом помещения из жилого в нежилое будет возложен на глав районов.

Все вышеизложенное не коснется павильонов, где продают хлеб, мороженое, молоко и молочные продукты, газеты и журналы Но только там, куда блага цивилизации в виде супермаркетов еще не дошли. Более того, жители могут отстоять хлебные и молочные киоски, которые удобно расположены внутри жилых кварталов и имеют соответствующее качество продукции и обслуживания. Для этого надо написать обращение на имя главы администрации района, и тогда судьба киоска будет решаться уже с учетом пожеланий жителей. Скорее всего, такие павильоны сохранят свое существование, но не более чем на три года Ведь именно за это время планируется освободить город от всех киосков, ларьков и мини-маркетов.

Предприниматели же оптимизма мэра не разделяют В день встречи с ними его команда выслушала немало упреков. Одни говорили, что снос ларьков и мини-маркетов выбросит за борт 90% частных предпринимателей и продавцов. Другие обвиняли администрацию города в том, что она защищает интересы московских воротил, загоняя нижегородцев в их торговые центры. Третьи просили продлить переходный период и создать льготную кредитную программу для строительства новых магазинов.

В итоге было решено разработать к началу 2007 года программу кредитования предпринимателей, чтобы они смогли перевести свою торговлю на первые этажи зданий или выстроить новый магазин, В первую очередь помощь будет предоставляться тем, кто открыл свои точки менее года назад и не успел погасить кредит Не проговорены пока и условия предоставления кредита, который обещает мэрия.

Илья Куртинин
www.abm.nnov.ru
Все новости