Дождь инвестиций

14.10.2006
14 сентября Борис Алексеев, президент Совета по торгово-экономическому сотрудничеству Россия — США, провел пресс-конференцию, на которой представил новое издание справочника “Россия: все регионы. Путеводитель по торговле и инвестициям”. По словам Алексеева, “наиболее активно представляют себя Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская, Ленинградская области, Тюмень и Сахалин. В последнее время отмечается активная работа Краснодарского и Красноярского краев... Все остальные регионы находятся в состоянии ожидания “доброго дяди”, который придет и откроет ларчик с инвестициями”.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, выступивший на пресс-конференции, заявил, что в деле привлечения инвестиций “многое зависит от инвестиционного менеджмента”. Он заметил, что региональные, как и федеральные, власти “должны более вдумчиво подходить к инвестиционным проектам. Государство должно выработать приоритеты национальной политики, на которые как на стержень будут нанизываться инвестпроекты”.

Кажется, многое из этого подходит для характеристики усилий, прилагаемых главой и правительством Нижегородской области для привлечения крупных инвестиций. Валерий Шанцев, действуя на основе Стратегии развития Нижегородской области до 2020 г., определился с приоритетными направлениями, которые важны для региона и привлекательны для инвесторов. Это автомобилестроение (автосборка и автокомпоненты), построение логистических центров, освоение природных ресурсов (титаноциркониевые месторождения, переработка угля, большие лесные площади), стройиндустрия, торговля, создание технопарков, сельское хозяйство, химия и т. д. Создан инвестиционный совет при губернаторе, который занимается рассмотрением и утверждением инвестпроектов, придавая наиболее важным из них статус приоритетных.

Суть инвестиционной политики главы и правительства области можно передать следующими словами Шанцева: “Наша область должна быть привлекательной для инвесторов. Привлекательность можно обеспечить двумя вещами. Первое — это анализ того, что досталось нам “в наследство”, а нам досталась очень богатая земля. Богата она прежде всего географическим положением, логистикой, развитием транспортной схемы. Второе — сроки оформления всех разрешительных документов. Мы новым законом и нормативными актами, которые сейчас выпускает правительство для реализации этого закона, поставили себе задачу оформлять пять разрешительных документов в течение трех месяцев. Если нам это удастся, то, я думаю, из-за таких условий к нам хлынет лавина инвесторов”.

В результате данной политики только за один год в области, по словам губернатора, произошел “инвестиционный бум”. Валерий Шанцев видит его в том, что количество оформленных заявок по инвестпроектам по сравнению с первым полугодием 2005 года увеличилось в 4,5 раза, а объем выданных кредитов в первом полугодии 2006 года увеличился в 1,8 раза. Но если вернуться к началу статьи, то поневоле сделаешь вывод, которым однажды поделился с кремлевской трибуны бывший начальник нашего губернатора Юрий Лужков: “Успехи есть, а счастья нет”.

Складывается впечатление, что правительство области пока не в должной мере учитывает еще один важный фактор успешного привлечения инвестиций — активную информационную политику. Как утверждает тот же Борис Алексеев, регионам “нужно уметь подать себя”. Нельзя сказать, что губернатор Шанцев или министр Сватковский не понимают, что в этом деле должна быть хорошая реклама. Конечно, понимают и, как могут, стараются ее обеспечить. Другое дело, что они, как видно, сводят ее к информации об упрощенном порядке удовлетворения инвестиционных заявок в области. Между тем нужен хороший рекламный проект, современный драйв, перспективный девиз, а по большому счету, должна быть выработана Нижегородская идея XXI века. В этом смысле, возможно, стоит заняться анализом и “наследства” Бориса Немцова, чтобы, отделив проекты от мечтаний, укрепить позитивный образ нашей области, созданный Немцовым, в России и в мире.

Сергей Кочеров
www1.abm.r52.ru
Все новости