Более 30 проц россиян готовы стать частными инвесторами, но при этом не хотят слишком рисковать

29.10.2006
В России начал формироваться новый класс собственников – массовое сообщество частных инвесторов. Только на фондовой бирже ММВБ их количество на прошлой неделе превысило 200 тыс человек. Это явление подтверждают данные опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", ММВБ и агентством коммуникаций "Сальвадор Д" в августе – сентябре 2006 г. Согласно его результатам, уже более 6 млн граждан РФ выбрали бы покупку акций как предпочтительный способ вложения домашних сбережений, а около 32 млн россиян выразили готовность купить акции при наличии финансовых возможностей.

Фонд провел первое общероссийское исследование /георейтинг/ массовых инвестиционных настроений населения России. В опросе участвовали 34 тысячи граждан РФ из 1930 населенных пунктов в 68 субъектах России, при этом, статистическая погрешность для страны в целом составляет всего 1 проц. По результатам исследования выяснилось, что более половины россиян /56,6 проц/ уже имеют некоторый современный финансовый опыт, в частности, 26,4 проц населения за последние два года брали кредит в банке или покупали товары в кредит, 17,9 проц наших сограждан получают зарплату на карточки, 14,6 проц - обменивают валюту, 9,2 проц - расплачивались с помощью карты, а совершали сделки с акциями - 1,9 проц. Остальные 43,4 проц населения страны, которые не имеют собственного финансового опыта, по словам президента фонда "Общественное мнение" Александра Ослона, – это "целина" финансового рынка. "Но сколько удастся освоить из этой целины – неизвестно", - заключил он.

Оценивая перспективы роста инвестиционной активности населения, социологи пришли к выводу, что наиболее активные россияне, предпочитающие вкладывать деньги в акции российских компаний, составляет 6,4 проц /около 6 млн человек/, еще 26,2 проц граждан РФ являются потенциальными покупателями, собирающимися купить акции при наличии финансовых возможностей. Получается, что 32,1 проц россиян выразили готовность покупать акции какой-либо компании. Активная часть граждан /6,4 проц/ включает 2-3 проц граждан, которые купили сами или члены их семьи приобрели акции за деньги, а также 2 проц тех, кто собирается приобрести ценные бумаги в течение года. Действительно, большая часть сегодняшних "частных акционеров" зародилась в период дикого капитализма 90-х гг, когда в обмен на ваучеры можно было получить акции почти всех сегодняшних "голубых фишек". А.Ослон привел данные, согласно которым в ближайший год указанные 6,4 проц населения готовы вложить в фондовый рынок еще более 39 млрд руб.

Среди инвестиционно-активного населения преобладает спрос на долгосрочную покупку акций компаний с участием государства, с высокой надежностью, то есть для большинства покупателей акции выполняют роль некоего домашнего "пенсионного фонда". Кроме того, только 17 проц опрошенных готовы покупать акции для получения доходов от их перепродажи, большинство россиян /68,10 проц/ купили бы акции для получения дивидендов. Из потенциальных покупателей акций /31,2 проц населения/ около 67 проц предпочли бы акции компаний с низкой доходностью при большей надежности, а всего лишь 16,1 проц - акции компаний с высокой доходностью при меньшей надежности. А.Ослон отметил, что эти данные свидетельствуют об ассиметрии спроса и предложения на финансовом рынке, так как массовое предложение и реклама сегодня ориентированы на получение спекулятивного дохода и ПИФы, тогда как населению нужно совсем иное: 52,3 проц россиян хотят сами распоряжаться акциями, и лишь 30,8 проц готово передать свои бумаги в доверительное управление.

Исследование показало также, что реклама и СМИ имеют узкое воздействие на потенциальных инвесторов, так как только 4,8 проц населения прислушиваются к СМИ при принятии решения о выборе акций для покупки. Главный канал распространения "моды на акции" - социальные сети общения: 62,5 проц опрошенных склонны прислушиваться к советам знакомых с опытом работы в финансовой сфере, а 21,1 проц готовы полагаться на мнение сотрудников финансовых компаний. А.Ослон называет этот фактор "социальным заражением". Генеральный директор Фондовой биржи ММВБ Алексей Рыбников, комментируя результаты исследования, сказал, что нужно придумывать специальные программы для привлечения людей на фондовый рынок, а меньше уделять внимания рекламе и СМИ.

Глава ФСФР Олег Вьюгин, который был на презентации исследования, отметил, что это первое подобное исследование зарождающегося пласта инвесторов – розничных инвесторов. О.Вьюгин привел свою гипотезу, почему сегодня наблюдается такой прирост населения, инвестирующего в ценные бумаги и ПИФы. По его словам, можно было бы подумать, что люди увидели какими темпами растет фондовый рынок и решили принести туда деньги, но "народ-то мудрее, на самом деле это в российской экономике произошли кардинальные сдвиги", отмечает глава ФСФР. По его мнению, появились компании, которые начали строить свои долгосрочные стратегии развития на основе привлечения инвестиций через механизмы фондового рынка. А раз появился такой тип компаний, появились и люди, которые эти акции покупают. "Этот мотив начал работать, и он будет распространяться и дальше", - говорит О.Вьюгин, подчеркивая, что люди осознали, что в России – нормальная экономика, "а не игра". "Люди это чувствуют нутром и понимают, что /фондовый рынок – прим. ПРАЙМ-ТАСС/ это способ приумножить свой личный капитал", - заключает руководитель ФСФР.

Заместитель главы ФСФР Сергей Харламов добавил, что результаты исследования ФСФР использует в своей ведомственной целевой программе по повышению инвестиционной культуры населения, над которой служба сегодня работает. "Исследование четко даст нам понять, что нужно делать и на кого воздействовать в рамках программы", - сообщил он, отметив, что наблюдается ориентация людей на долгосрочные покупки, а значит, будут востребованы инструменты системы коллективного инвестирования.

ПРАЙМ-ТАСС

www1.abm.r52.ru
Все новости