Новости готового бизнеса

22.11.2006
Франшизного бума не случилось. На чём затормозила волна новых проектов?

Эксперты полагают, что в 2007 году ситуация вряд ли изменится и многие западные фэшнмарки будут обходить Россию стороной. Главной причиной этого эксперты теперь называют неумение западных производителей одежды договариваться с потенциальными франчайзи в России.

Хотим, но не можем

Впрочем, на первый взгляд, утверждение о нежелании иностранных марок идти в Россию выглядит надуманным. Например, неделю назад компания Sport Fashion Group (российский франчайзи Reebok) открыла на Красной Пресне первый универмаг британской сети Debenhams, а на сайте крупнейшего в Англии одежного ритейлера Arcadia Group появился анонс о скором открытии в России сразу шести магазинов основных концепций группы — Topshop и Topman.

Более того, недавно в интервью «Бизнесу» вице-президент корпорации Sela Аркадий Пекаревский объявил, что Sela, до сих пор продающая исключительно собственную одежду в одноименной сети, тоже займется франчайзингом. Производитель купил франшизу франчайзинговой сети французской марки Kookai. Вчера Пекаревский уточнил, что не исключает, что Kookai будет продаваться по субфранчайзингу через партнерские магазины Sela (сеть насчитывает более 500 точек в 12 странах бывшего СССР).

«Нам интересна Россия, найдите нам франчайзи"

Однако многим экспертам темпы экспансии иностранных «одежников» в Россию кажутся чересчур медленными. «Москве остро не хватает новых одежных концепций,- убежден руководитель проектной группы отдела консалтинга компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Евгений Попов.- Все вновь открывающиеся торгцентры сталкиваются с одной проблемой — по пулу арендаторов они на 95% будут похожи на другие. В Москве уже больше 100 торговых центров, а сетевых арендаторов только 250. Этого очень мало».

По словам эксперта, консультанты по недвижимости сами пытаются привлекать западные брэнды в Россию: «Во все крупные торгцентры площадью от 60 тыс. кв. м консультанты, заполняющие объект, сами ищут арендаторов за рубежом.

Ответ,как правило, стандартный: «Нам интересна Россия, но самостоятельно мы туда не пойдем. Найдите нам франчайзи». А в этом и состоит основная проблема». «У нас еще не сформировался более-менее крупный пул сильных профессиональных франчайзи,- полагает сотрудник сети, торгующей одеждой.- Либо иностранцев не устраивает местная компания, либо российскую не устраивают условия франчайзера».

«Разводы» вместо новых проектов

Год назад генеральный директор компании «АБМ холдинг» Светлана Куприянова в интервью «Бизнесу» назвала франчайзинг одним из самых перспективных направлений: «Рынок модной одежды в России не насыщен, на Западе много компаний, которым интересно быть представленными на здешнем рынке, и, что немаловажно, мы сами можем выбирать из них те, с которыми нам интересно работать. В своем бизнесе местный франчайзинг-партнер весьма свободен в выборе средств, как правильно донести марку до местного потребителя.

К тому же бизнес достаточно малорискованный: взять готовую идею проще и безопасней, чем придумать новое ноу-хау».

Однако весной взгляды многих участников рынка одежды на франчайзинг существенно изменились. Поводом стала российская сделка между испанской группой Inditex и ее местным партнером по марке Zara- компанией Stockmann. Испанцы на четыре года раньше, чем было установлено в договоре франчайзинга, выкупили семь существующих в Москве магазинов Zara за 41,5 млн евро. «Такова выбранная Inditex новая политика развития в России»,- заявил сотрудник генеральной дирекции Inditex по международным связям Рауль Эстрадера. Региональный директор Stockmann Петри Анттила также утверждал, что сделка рядовая: «Мы будем развивать другой свой франчайзинговый проект- датский Bestseller (марки Vero Moda, Jack & Jones, Only и др.)". Правда, участники рынка считают, что стороны были разочарованы сотрудничеством.

«Скорей всего, испанцев не устраивали темпы развития Zara, а финнов — ограничения, наложенные Inditex. Stockmann ведь жаловался, что ему запрещали открывать Zara за пределами Москвы, хотя интерес к марке в регионах велик»,- говорит сотрудник крупной консалтинговой компании. С ним соглашается директор по маркетингу сети S.Oliver Алексей Волков: «Очевидно, что по доброй воле отказываться от Zara в пользу Bestseller было бы глупо. По данным Gallup, в сентябре-октябре по известности среди посетителей торговых центров по всей России Zara занимала 25-е место, а самая популярная марка Bestseller — Vero Moda — в лучшем случае входила в сотню. В Москве же статус этих марок вовсе несопоставим».

Недавно фэшн-рынок пережил еще один «развод». Холдинг «Марта», субфранчайзи сети аксессуаров Colours & Beauty, объявил о запуске собственной концепции Pur Pur, напрямую конкурирующей с франчайзинговым проектом.

«Наша сеть C&B — 30 магазинов — будет частично ребрэндирована в Pur Pur. Нас не устраивало то, что головная компания поставляла нам не совсем тот ассортимент, который востребован в России, и по качеству, и по цене, что усложняло экспансию в регионы»,- говорит пиар-директор холдинга «Марта» Евгений Сухарников.

«Никто не может исключать, что и с другими франчайзинговыми проектами не повторится подобное, под какимто предлогом стороны разойдутся,- говорит сотрудник сети «Фамилия», просивший не называть его имени в печати.- Либо россиян перестанут устраивать условия сотрудничества, либо владелец брэнда может счесть, что рынок в России стал достаточно предсказуемым и можно отказаться от услуг местного партнера. Поэтому, скорей всего, в ближайший год новых прорывов на франчайзинговом рынке ждать не стоит. И у иностранцев, и у россиян много сомнений относительно франчайзинга. Раньше 2008 года новых крупных проектов ждать не стоит

Пока одни раздумывают, другие захватывают рынок. Премия за храбрость

На этом нерадостном фоне есть остров благополучия. Первая компания, которая в России стала оказывать услуги по построению и развитию франчайзинговых сетей - "Империя Бизнеса", стала добавлять в свой портфель не только российские, но и зарубежные франшизы. Фирма привыкла первой захватывать свободные ниши и на этом "снимать сливки" с рынка, тем более, что продавая франшизы более 10 лет, "Империя Бизнеса" получила бесценный опыт работы с русскими франчайзи и теперь может адаптировать на российском рынке любое предложение из-за рубежа. И в этом случае фирма сообразила: предложение отстает от спроса - надо подсуетиться. Одна из последних выставленных франшиз - немецкая франшиза WollStreet. Немцы оказались дальновиднее своих европейских коллег и предоставили России вполне приемлемые условия. Реклама франшизы только началась, а заявки уже идут - спрос на европейские франшизы большой. "Империя" ищет новых франчайзеров и готова продавать дополнительно до 300-400 франшиз в год.
- Бизнес -
[20.11.2006]
Все новости