Новости франчайзинга.

20.09.2006
В России глобальных брендов нет, особенно в туризме. Срочно необходима помощь специалистов по франчайзингу.

Классик маркетинга Филип Котлер во всеуслышание заявил, что "в России глобальных брендов нет". Так это или нет, предстоит разбираться отечественным экономистам и ученым. Мы же решили проверить, насколько его высказывание верно для туризма. Вопрос был рассмотрен всесторонне - с привлечением теоретиков, практиков и социологов. Мнения, конечно, разошлись: внутри отрасли бытует уверенность, что бренды существуют, снаружи - что все еще впереди. Об этом пишет газета "Туринфо".

Справочная служба "Красный телефон" провела исследование узнаваемости брендов в туризме. Специалисты компании отправились в аэропорты, на выставки, раздали анкеты в самолетах. Результаты опроса показали, что 40% путешествующих москвичей не только не могут назвать какую-нибудь турфирму вообще, но даже не знают, от какого оператора они едут. Туристы пытаются вспомнить это, держа в руках конверт с логотипом отправляющей компании. В регионах ситуация еще печальнее. Зато почти каждый россиянин может запросто назвать почти всех операторов мобильной связи, десяток марок автомобилей и даже несколько авиакомпаний. К сожалению, за исключением "Империи Бизнеса", в России нет профессиональных компаний по созданию франчайзинговых сетей. Последней была попытка Куда.Ру, но она провалилась именно из-за того, что франчайзер сэкономил на специалистах.

Специалисты считают, что названия российских операторов трудно запомнить. "Что значит для потребителя VKO, UTS, BSI или TEZ? - спрашивает руководитель компании UTS Group Алексей Крылов. - Названия должны звучать просто". Понятно, что десять лет назад люди не думали, как воспринимается название их фирмы. А сегодня оказалось, что сочетания иностранных букв в разных комбинациях ни с чем не ассоциируются, а только запутывают покупателя. Русское слово в названии намного понятнее. Оно позволяет выбиться из ряда однотипных наименований, если только не использовать дополнительные "тур", "тревел" или "вояж". Куда лучше разнообразить название словом "путешествие", но и их с разными прилагательными слишком много. На этом фоне удачным с точки зрения запоминания можно считать название "Роза Ветров". Запомнить название оператора трудно еще и потому, что фирм слишком много, в этом потоке теряются даже агентства.

Кроме того, туристические бренды плохо узнают, потому что продвижением не занимаются профессионалы. Их услугами почти не пользуются даже самые крупные фирмы. "Для раскрутки бренда мы не привлекали сторонних специалистов", - говорит коммерческий директор компании "Тез тур" Александр Буртин. А ведь именно профессионалы, формируя бренды для других отраслей, придумывают удачные образы, что сейчас очень важно. Почти все рекламные ролики пива настраивают на позитив: собрались друзья, которые не виделись десять лет, или под музыку из утренней гимнастики мужчина загораживает бутылкой отвалившиеся обои. Другой пример работы профессионалов - реклама мобильной связи. Им удалось внушить потребителю, что услуги МТС доступны каждому - и бабушке, и сыну-подростку, а "Би Лайн" выбирают люди с претензией, в создании образа фигурируют компьютер, ноутбук. Ролики всех этих компаний вызывают эмоции, а в роликах операторов нет ни сюжета, ни идеи, только морская волна, девушки в купальниках и виды отелей.

Кроме того, сами агентства не то что не рекламируют оператора, а даже, напротив, не акцентируют на его имени внимание покупателя, что и понятно - завтра у этого оператора не будет мест в нужном отеле, и агентство запросто предложит клиенту продукт его конкурента. Выход здесь один - чтобы турист запоминал оператора уже в агентстве, он должен создать свою франчайзинговую сеть. "Клиенту все равно, через какого оператора он едет, - убеждена руководитель компании "Ванд Интернешнл" Татьяна Ванд. - Он отдает деньги агентству, заключает договор с ним. Если на дверях этого агентства будет логотип оператора, его начнут узнавать. Например, вся Швейцария знает оператора Kuoni. Там так называются почти все агентства, несмотря на то, что у каждого собственное юридическое имя". Другой пример - TUI. В маленькой Германии почти 10 тыс. агентств этого оператора. Понятно, что его бренд самый узнаваемый.

Конечно, денег в туризме куда меньше, чем в сотовой связи, и это не позволяет операторам продвигать свой бренд наряду с торговыми марками из других сфер. Но и в этой ситуации можно действовать успешно. "Даже с небольшими средствами можно бить в цель, - уверен Алексей Крылов. - Профессионалы знают, как эффективнее воздействовать на потребителя".
- Туринфо -
Все новости