Не совсем научные подходы в оценке бизнеса

20.01.2007
Оценка любого объекта собственности представляет собой упорядоченный и целенаправленный процесс, подчиняющийся существующим правилам и законам. В арсенале опытного специалиста имеется множество различных методов, описанных в пособиях и научных разработках. Однако при решении практической задачи определения продажной цены действующего предприятия чисто научный подход абсолютно неприменим.


Немного философии

Определение стоимости бизнеса при текущем использовании – очень специфический вид оценки, основывающейся в какой-то мере на науке (с преобладанием логики), а в большей части являющийся искусством и подчиняющийся скорее философским, чем математическим критериям.

Сущность философского подхода к оценке действующего предприятия в целях продажи состоит в следующем:

1) Всякий товар имеет свою цену, соответствующую его полезности. Для бизнеса нижняя граница цены равна ликвидационной стоимости его активов, верхняя – текущей стоимости его будущих доходов. Доходность, превышающая среднерыночную, обусловлена ценностью деловой репутации компании (так называемым «гудвиллом»).

2) Круг потенциальных инвесторов (вероятных покупателей вашей компании) неограничен.

3) Все потенциальные покупатели маргиналы в хорошем смысле этого слова и действуют исключительно из соображений экономической целесообразности.

Исходя из этих философских соображений и строятся изначальные предпосылки для оценки предприятия и разработки стратегии продажи: во-первых, оцениваем и продаём не объект (имущественный комплекс), а приносимый им доход, во-вторых, «идиотов с деньгами» не существует, и бесполезно рассчитывать на них, а тем более их искать!

Предвидя резонные возражения, замечу, что бывают случаи, особенно при слияниях и поглощениях, когда завышенная стоимость сделки оправдывается не текущим доходом, а скорее соображениями конкурентной среды, захвата рыночной доли, получения синергетического эффекта. Эти исключения только подтверждают правила.

Бесполезная точность

Руководствуясь исключительно математическим подходом, владельцу бизнеса можно довольно легко рассчитать стоимость компании. Для этого достаточно подставить в известные формулы точные цифры, и программа выдаст точный результат. Некоторые бизнес-брокерские компании размещают такие программы на своих сайтах, и любой желающий может «поиграть» в оценку. Но кому нужны такие результаты?

Для успешной продажи бизнеса нужна оценка не точная, а правильная. Отличие правильной оценки от точной состоит в грамотном выборе методов оценки и формул, по которым будет производиться расчёт, а также правильном определении исходных данных для подстановки в эти формулы. Эти данные получаются путём анализа и нормализации управленческой отчётности, осмысления и переосмысления их специалистом по оценке. Также необходимо иметь данные о состоянии и перспективах развития рыночной ниши, в которой работает компания и база данных по сравнительным продажам (аналогам).

Приступая к определению стоимости бизнеса, необходимо помнить, что не все его параметры можно описать с помощью цифр. Многие данные основываются ни интуиции и субъективном восприятии объекта специалистом, проводящим оценку. Ведь кроме термина «стоимость» существует ещё одно очень важное понятие: «цена», обозначающее денежную сумму, требуемую, предполагаемую или уплаченную за некий товар или услугу. Она является историческим фактом, т. е. относится к определённому времени и месту. В зависимости от финансовых возможностей, мотивов или особых конкретных интересов покупателя и продавца цена, за которую действующее предприятие переходит из рук в руки, может отличаться от стоимости. Умение правильно учесть мотивацию продавца, предугадать интересы различных групп потенциальных покупателей и тем самым «попасть в цену» на этапе предпродажной подготовки – задача не из лёгких и под силу только опытному специалисту.

Предприниматели, хоть раз сталкивавшиеся с необходимостью оценки движимого и недвижимого имущества или вкладов в уставный капитал, хорошо знают о существовании трёх подходов к оценке: имущественного, доходного и сравнительного. В рамках этих подходов известно более 20 различных методов, в той или иной степени подходящих для оценки дёйствующего предприятия. Правильный выбор наиболее походящего инструмента и использование правильных исходных данных гарантируют получение результата, максимально приближенного к справедливой цене бизнеса.

Цена познаётся в сравнении

Основным подходом при оценке бизнеса справедливо считается именно сравнительный, наиболее полно учитывающий реалии рынка и пожелания инвесторов по срокам окупаемости объектов, схожих с оцениваемым. Доходный подход используется скорее как инструмент, позволяющий подтвердить правильность результата, полученного при оценке по аналогиям, и ему обычно присваивается меньший вес.

При оценке методом сравнительных продаж важно подобрать аналоги таким образом, чтобы они были по возможности близки по основным характеристикам (объёмам выручки и прибыльности, стоимости основных средств и т. п.) к оцениваемому объекту. В связи с незрелостью рынка и отсутствием в широком доступе данных о сделках купли-продажи специалисты используют собственные базы. При этом иногда приходится выбирать аналоги из смежных отраслей, но ни в коем случае не следует сравнивать малое предприятие с лидером рынка, а производственную компанию с предприятием общепита.

В большинстве случаев для предприятий так называемой «золотой средины» (стоимостью от 350 тыс. до 1 млн. долларов США) метод сравнительных продаж даёт коэффициент отношения цены продажи к годовой прибыли бизнеса (P/E) в пределах 1,55 – 2, что соответствует норме доходности инвестиций 50-65 процентов годовых. Эти цифры наиболее полным образом отражают требования покупателей предприятий малого и среднего бизнеса к срокам окупаемости вложенных средств. Если проанализировать динамику изменения коэффициента P/E за последние 5 лет, то можно сделать вывод плавном росте его значения. Это связано с притоком на рынок большого количества свободных средств, уменьшением рисков внешней и внутренней среды и постепенной переориентации инвесторов на более «длинные» вложения.

При использовании доходного подхода опытный специалист также стремится подтвердить свои субъективные предположения сравнительными данными. Существуют методы, позволяющие выбирать ставку дисконтирования денежного потока исходя из ставок, которые были применены при оценке аналогичных, успешно проданных предприятий. При этом необходимо максимально учитывать индивидуальные особенности оцениваемого объекта и присущие только ему риски.

Отягчающее имущество

Основная характеристика, отличающая действующее предприятие от имущественного комплекса – это приносимый бизнесом доход. В большинстве случаев стоимость денежного потока у действующего предприятия значительно превышает стоимость его активов, поэтому при оценке бизнеса имущественный подход применяется редко. Если стоимость основных средств предприятия больше стоимости дисконтированного денежного потока, то это напрямую свидетельствует о неэффективном использовании активов. Разница особенно ощутима, когда компания имеет производственные площади на правах собственности, а бизнес генерирует доход на уровне ниже среднерыночного.

Например, предприятие, изготавливающее мягкую мебель, владеет производственным помещением площадью 2000 кв. м и приносит доход в размере 80 тыс. долларов в год. Если предположить, что данные площади можно сдать в аренду по цене не менее 150 долларов за метр в год, то величина альтернативного годового дохода составит 300 тыс. долларов. Мотивацией для владельцев таких объектов является скорее рост стоимости московской недвижимости, чем увеличение прибыльности бизнеса.

Мировая практика свидетельствует, что для небольшого предприятия гораздо выгоднее арендовать помещения на длительный срок, чем выкупать их в собственность. Недвижимость является отягчающим фактором, внеоперационным активом, поскольку не участвует напрямую в создании прибыли. Таким же отягчающим фактором может стать и дорогостоящее импортное оборудование (например, в полиграфической, мебельной, телекоммуникационной отраслях), если оно не загружено на полную мощность.

Успешная продажа компании по цене, определённой с использованием не совсем научного подхода служит наилучшим подтверждением философских основ оценки.

Материал подготовлен БизТорг.ру
Автор: Алексей Москвич
Ведущий специалист "Компании ГУРУС"

Все новости