"Атака клонов." Проблемы франчайзинга в общепите

27.02.2007
Модное слово "клонирование" употребляется как в негативном смысле, так и в нейтральном.

Привычное всем "ксерокопирование", или, проще, "копирование", как правило, в нейтральном смысле, впрочем, все зависит от контекста. Называя что-то "плагиатом", мы, скорее всего, наделяем негативными смыслами определяемый нами объект. Как бы мы не называли создание копии чего-то существующего и как бы мы к копированию, клонированию и плагиату не относились, но факт имеет место быть - в бизнесе, в том числе и ресторанном, попытки повторить чей-то успешный опыт, воспользоваться чужим ноу-хау - повсеместны. Но если скопирован единичный ресторан, притом копия появилась и в другом городе, - это одна история (слабо верится, что аудитория заведений будет хоть как-то пересекаться), а если клонированию подвергается сетевая концепция, осуществляющая региональную экспансию, - уже совсем другая.

"Ресторатор" постарался оценить ситуацию максимально трезво, выяснив, какие ресторанные концепции наиболее копируемы и почему; как к своим "клонам" относятся сами "оригиналы"; собираются ли они с ними как-то бороться и т.д. Результаты исследования любопытны: некоторые рестораторы уверяют, что копирование может приносить не только вред, но и пользу для бизнеса.

"Елки-моталки"

Как показывает практика, чем дольше существует ресторанный бренд, тем более он копируем. Усугубить ситуацию может и стопроцентное попадание концепции в мишень российской идентичности - такому бренду клоны житья не дадут. В компании "Ланч", управляющей сетью трактиров "Елки-Палки", без радости перечисляют одни только названия. "В формате нашей сети работают трактиры "Жили-были" (Самара, Новосибирск), "Трали-вали" (Екатеринбург), "Тили-тили" (Новосибирск), недавно в Москве открылось кафе под названием "Ели-пили", - говорит заместитель генерального директора "Ланча" Михаил Имнадзе. По его словам, компания уже сбилась со счета, отмечая заведения, работающие "под "Елки-Палки". Довольно часто встречается полная копия концепции, либо ее отдельные элементы. Это интерьер, стилизованный под русскую деревню, меню, некоторые даже делают "телегу" - ставший уже популярным формат "шведского стола" от "Елок-Палок". "Как видно из приведенных примеров, копируется стиль нашего названия. Добавьте к этому тот факт, что двойники позиционируют себя как трактиры. Копирование популярной концепции выходит даже за пределы нашей страны, трактир-двойник "Елки-Палки" есть в Египте - в Хургаде", - рассказывает Михаил Имнадзе. По его мнению, все клоны потенциально опасны для раскрученного бренда: "За годы существования сети "Елки-Палки" нам удалось наладить и скоординировать работу всех основных служб. Все блюда из нашего меню готовятся по стандартам, качество контролируется на всех этапах: выбор продуктов, хранение, процесс приготовления, оформление и т.д. Мы следим за сервисом. Что касается двойников, то мы не знаем, контролируют ли они качество приготовления пищи, как обстоят дела с обслуживанием. Посетители подобных заведений могут так или иначе ассоциировать их с нами. Подобное неуместное сравнение подрывает наш имидж и деловую репутацию". Сейчас компания активно развивает региональную сеть по системе франчайзинга. Открыты трактиры в Петербурге, Ростове-на-Дону, Иваново, Нижнем Новгороде, Тюмени, Челябинске, Казани, Туле. Были случаи, когда специалисты из отдела франчайзинга выходили на какой-либо город, и оказывалось, что трактир "Елки-Палки" там уже есть. При этом бороться с данным явлением крайне сложно: "Существующее законодательство в этой области не позволяет закрыть проект-клон, работающий под другой торговой маркой. Как вариант "борьбы" с клонами - привлечение этих проектов к сотрудничеству. Для этого существует система франчайзинга. Мы предоставляем право использовать наш фирменный стиль, рекламные материалы, технологии, проводим обучение персонала и контролируем проект, то есть помогаем правильно поставить бизнес", - рассказывает г-н Имнадзе. Впрочем, отметим, что прецедентов, когда клоны соглашались бы на эти условия, еще не было.

"Теремки" и "теремковые"

Сеть быстрого питания "Теремок" в 1998 году разработала и реализовала концепцию быстрого питания на основе традиционной русской кухни. Проект оказался довольно успешным. "Некоторые бизнесмены решили попробовать себя в этой же сфере. Так в Петербурге появились сети уличных киосков "Масленица", "Рубли", "Петровские" и многие другие. Сказать, что они нас копируют, - нельзя. Каждая сеть выбирает свой путь развития. На первоначальном этапе возможно какое-то копирование. Например, сеть быстрого питания "Рубли" выбрала для рекламного оформления такие же корпоративные цвета, как наши. По мере развития сети вводят что-то свое, но и, конечно, берут с нас пример", - дипломатично заявляет РR-специалист ГК "Теремок-СПб" Ирина Староверова. Дополняет ее позицию отец концепции - генеральный директор компании "Теремок-русские блины" Михаил Гончаров: "В Петербурге есть типовой проект киоска, поэтому говорить о клонировании сложно. Если копнуть глубже, то все блинные киоски России сделаны по нашей технологии. Технологию размещения оборудования в автокафе разрабатывал лично я. А в Петербурге мне помогал мой партнер Виталий Свидовский, который совершенствует эти киоски уже 5 лет. Что касается ассортимента, то в уличной торговле мы являемся законодателями моды. Но есть один момент - наши цены высоки настолько, что редко кто готов на них равняться. В то же время для нашей сети они оправданы, поскольку позволяют брать хорошие продукты, а во-вторых, привлекать в компанию не просто сотрудников, а высококлассных профессионалов".

Однако если официально "Теремок" и не проявляет беспокойства по поводу "теремковоподобных" конкурентов, то на деле они им доставляют неприятности. К примеру, один из петербургских клонов - сеть "Рубли", включающая четыре точки, появилась около года назад в результате раскола компании "Русские былины" на два независимых юридических лица. Если раньше потребитель мог легко спутать названия (разница между торговыми марками "Теремок-русские блины" и "Русские былины" - всего-то ничего - одна буква), то ныне "Рубли" во многом копируют сам "теремковский" стиль. По слухам, в офисе у оператора сети "Рубли" даже запрещено произносить слово "Теремок", при этом повсюду развешаны фотографии киосков "Теремок". "Это похоже на войну, однако ведется она в одностороннем порядке", - полагает хорошо знакомый с ситуацией менеджер. Но на войне как на войне, и в результате деятельности двойника "Теремок" не получил место в ТК "Варшавский экспресс", так как оно досталось "Рублям", которые, как сообщил все тот же источник, по сути пользуются адресной программой размещения киосков компании "Теремок".

По словам Ирины Староверовой, от плагиаторов вообще трудно отстроиться: "Недавно наши специалисты по HR, просматривая объявления в газетах, наткнулись на следующее: "ООО "Теремок" набирает персонал по вакансии повар". Наша ТМ "Теремок", а у них это название юридического лица. Кандидат в такие тонкости вникать не будет, но может пойти в эту организацию, предполагая, что идет работать к нам".

Контратака

Множество "стильных" подражателей по всей России за последние 2-3 года успела породить и сеть "Чайная ложка". Почти все клоны копируют не только концепцию, но жизнерадостно-оранжевый стиль, разработанный в свое время "Чайной ложкой". К примеру, в Красноярске функционирует точка под названием "Жареное солнце", меню которой и цены - точно соответствуют оригинальным. Название отсылает как к строчке из песни певицы Чичериной "Жара" ("...Жареное солнце больших городов..."), так и к слогану петербургской концепции "Солнце на сковородке" (о других клонах - см. материал в этой рубрике).

Директор по маркетингу сети "Чайная ложка" Игорь Колынин трезво оценивает ситуацию: "Стиль можно защитить, запатентовать, но в суде доказать, что копия явная до степени смешения - проблематично. Единственный способ решить проблему с клонами - продвигать свой бренд максимально активно". Согласен с ним и директор юридического агентства "Формцентр" Игорь Лысенко: "Один мой знакомый несколько лет назад арендовал точку на фуд-корте. Площадь ее была небольшая - всего 5м2, и он там решил продавать мороженое. Проработав полгода-год, точка закрылась, так и не окупившись. Теперь на ее месте работает "Миа дольче Джулия", и бизнес процветает. Обеспечивает успех раскрученная марка и качественная технология - "Миа дольче Джулия" сегодня работает во многих торгцентрах, и потребитель их знает".

По словам господина Колынина, некоторая путаница у потребителя может возникнуть, если в каком-то городе будут сосуществовать и клон, и оригинал. Однако серьезной проблемы Колынин не видит: "У нас сильный бренд. Если дублеры не будут травить народ, то все в порядке. А если говорить в целом, то бояться победы двойников нечего. Любой качественный продукт - совокупность ряда составляющих, которые так просто не скопировать, даже обладая серьезным опытом: это и оргструктура, и расположение зала, и технология, и ценообразование. Потребитель легко разберется в отличиях оригинала от подделки, ресторан - не зубная паста, здесь слишком много параметров идентичности бренда". Однако все же рынок не безграничен, и если клон первым появился в каком-то городе и сумел там развиться, то любому игроку, сколь бы сильным он ни был, придется не сладко. Выход тут - в защите от копирования.

"Проблема "Чайной ложки", а также "Елок-Палок" в том, что их легко копировать. В то же время "Ростикс", казалось бы, простую концепцию, клонировать не пытаются. Дело в том, что экономическая эффективность "Ростикса" возникает за счет централизованных поставок. По той же причине не страдает от клонов и McDonalds. Безусловно, "Елки-Палки" страдают от клонов. Скажем, в результате активного развития в Сибири трактиров "Жили-были" города за уральским хребтом закрыты для новиковской сети. И уберечься от этого "Елкам-Палкам" никак нельзя. У них, гипотетически, есть возможность организовать квазифранчайзинг, предложив конкурентам работать под своей маркой. Но это рискованный путь, чреватый нарушением стандартов обслуживания. Не целесообразно делиться брендом с компанией, которую нельзя контролировать. При этом крайне сомнительно, что хоть один из клонов станет их франчайзи - кто захочет принимать на себя ограничения и делиться деньгами?

Пока проблема клонов не стоит особенно остро, однако в будущем, вероятно, она возникнет. С насыщением рынка в конкуренции усилится роль маркетинга. Новиков, теоретически, может купить "Жили-были". Только таким путем возможно избавиться от сильного клона", - полагает эксперт инвестиционной компании "Финам" Владислав Кочетков.

В то же время, генеральный директор ГК "Крошка-Картошка" Андрей Конончук считает, что в некоторых случаях взаимное копирование может приносить даже положительный эффект: "Возьмем пиццу в рожках. Ее продают другие наши сети "Паста ла Виста" и Konopizza. Мне жаль, что в итоге на российский рынок не пошла еще одна концепция - PizzaCono. Это абсолютно новый продукт, а когда на рынке появляется такая инновация, лучше, чтобы ею занимались как можно больше компаний. Чем больше продавцов, тем быстрее продукт станет известен".

"КОПИРУЙТЕ ТО, ЧТО БЫЛО МОДНЫМ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД!"

ГРИГОРИЙ ТРУСОВ, президент консалтинговой компании "Контакт-Эксперт". Григорий Трусов работал директором по маркетингу компании Samsung Electronics, а также директором по маркетингу и развитию компании Shivaki Industries. В качестве консультанта по маркетингу работал на проектах с SONY Europe, PIO Global, Tomson Japan Tech, Sorec-Media, "Авитон-строй", Golden Palace, Bork и др. Осуществлял консультирование по маркетингу и организационному развитию в России, США, Великобритании, Китае, Японии, Франции и Германии.

Обладатель диплома МВА по международному менеджменту и маркетингу (University of Colorado at Boulder).

Преподаватель курсов "Маркетинг", "Маркетинговые исследования" и "Маркетинговые коммуникации" на программах МВА в Академии Народного Хозяйства при правительстве РФ, Высшей Школе Бизнеса при МГУ и American Institute of Business and Economics.

"По уровню развития - количеству ресторанов на душу населения, разнообразию концептов и др. - региональный ресторанный рынок отстает от московского на 5-10 лет. В свою очередь, Москва отстает от Запада на тот же период. Все закономерно. Важно понимать, что концепции, востребованные на Западе сегодня, просто "не пойдут" в Москве именно сейчас - рынок к ним пока не готов. То же самое относится и к провинции по отношению к Москве. Поэтому слепо копировать последние новинки с более высоко развитых рынков бессмысленно. Необходимо подстраиваться под потребности сегодняшнего потребителя. Например, сегодняшний московский потребитель только начал понимать, что рыбная или мясная нарезка - это, по меньшей мере, пошло, в то время как на Западе этого уже давно нет. В провинции же это "блюдо" по-прежнему очень популярно. В то же время, копировать можно и нужно! Заветная мечта любого инвестора - получать газету с биржевыми сводками завтрашнего дня. К сожалению, эта мечта неосуществима. Российским рестораторам в этом отношении повезло больше. Они могут заглянуть в прошлое рынков-образцов для подражания и с точностью до миллиметра определить, что будет иметь успех на их рынке сегодня. Так что, садитесь в машину времени и отправляйтесь в прошлое! Это поистине уникальная возможность, а также отличный инструмент для прогнозирования! Не надо клонировать в провинции последние проекты Новикова! Копируйте то, что было если не модным, то актуальным пять лет назад! Вспомнили? Ну, конечно! "Му-му", "Елки-Палки"... Это и есть главный тренд на сегодняшнем ресторанном рынке провинции.

Теперь о том, как копировать. Сколько бы вы не смотрели на портрет Моны Лизы в Лувре, повторить его в точности у себя дома без фотографии вы не сможете! Перерисовка по памяти ни к чему достойному не приведет. Все равно, что-то забудется, выпадет из памяти, исказится, извратится... Выхода ровно три: Пригласить создателей понравившейся концепции и сказать: "Хочу так же"/ переманить к себе сотрудников-реализаторов концепции из заведения своей мечты. Пригласить консультантов и вместе с ними повторить в точности, а может, даже и превзойти, западную или московскую концепцию. Взять франшизу и на совершенно законных основаниях и с чистой совестью сделать все-все-все, "как там".

"ЕСЛИ У ТЕБЯ УКРАЛИ - ЭТО ХОРОШО"

САМВЕЛ АВЕТИСЯН родился в 1960 году. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. В течение 7 лет был научным сотрудником Государственной публичной библиотеки. Маркетингом занимается с 1995 года. В 1995-2000 годах работал в компаниях "Петросиб" (сеть магазинов "Техношок", принадлежавшая Олегу Тинькову), Telenor, "Петроимпорт". В 2001 году стал директором по маркетингу компании "Дарья". Затем занял аналогичную должность в компании "Тинькофф", где и проработал до мая 2005-го.

Самые известные проекты - рестайлинг "Дарьи", разработка маркетинговой стратегии пива "Тинькофф" (слоган "Он такой один", реклама "Черно-белые сны" и др.) и запуск марки "Т".

"Единственный способ обезопасить себя от того, чтобы тебя не скопировали, - родить плохую идею. Жизнь так устроена, что воруется только хорошее. Зачем воровать то, что никому не нужно?

Да, в западной практике защиты интеллектуальной собственности принято сплошь и рядом обложить себя патентными делами, все зарегистрировать... Но опять-таки, изменил что-то чуть-чуть в рецептуре, в формулах - и все. Не доказуемо.И это правильно. Я просто боюсь себе представить тот момент, когда есть 100% защита от такого творческого "воровства".

Вообще это меньшее из зол, из тех, которые в этой жизни бывают. Поэтому если с этим нельзя бороться, то и не надо. Более того, если воровство носит творческий характер, то я всегда за творчество. Пусть даже в такой форме! Например, в рекламном бизнесе сплошь и рядом творчески осмысливаются успешные западные рекламные кампании или идеи. И часто об этом не догадываются ни клиент, ни целевая аудитория. А давайте вспомним период творчества Пушкина, когда он подражал французским романтикам, французским сентементалис-там... Поднимется разве язык назвать вором Пушкина!? А я могу кучу примеров привести - от Вальтера Скотта у него очень много... от Жан-Жака Руссо. А Дон Хуан? - "Маленькие трагедии" - это же явная творческая переработка. У Лермонтова очень много подражаний "Корану"... Раньше же под видом оригинального произведения давались вольные переводы западных или восточных авторов. И даже "Буратино" - типичный клон. Пусть будет 100% защита от просто банальной механической кражи - взять и открыть, например, McDonalds с двумя апострофами. Но от слепого передирания и защититься легко. Это вопрос только ресурсов и того, насколько игра стоит свеч. А если идея творчески переработана и творчески адаптирована под свои бизнес-задачи - я к этому очень лояльно отношусь. Если настолько хитро переработано, что даже не за что прищучить, значит это и не кража, а наоборот - развитие, шаг вперед! Если у тебя украли - это хорошо! Значит, есть что красть! И плохо - значит, ты не смог защититься. Но это вопрос не к тебе, как к автору идеи, а к твоим юристам. Если ты не хочешь, чтобы у тебя крали, и это вредит перспективам бизнеса - тогда нанимай Ариевича из "Бейкер&Маккинзи" или Ускова - плати ему большой гонорар и защищай, защищай, защищай... На Западе, у американцев, много чего наверчено вокруг интеллектуальной собственности. И мне кажется, мы все это немножко прямолинейно воспринимаем: "Вот это я придумал, и я должен всю жизнь от этого кормиться". И что? Сколько примеров, когда с людьми это играло злую шутку. Недавно умерла автор "Беса ме мучо". Она написала эту песню в 14 лет, и все, дальше жила, как овощ - ну не было у нее больше стимула что-то делать, потому что самая исполняемая в мире песня приносила ей столько денег, что работать не нужно.

Поэтому я в общем к краже интеллектуальной собственности отношусь весьма и весьма спокойно и скорее позитивно. Крадется-то хорошее - плохое на фиг никому не нужно. Более того, здесь может быть взаимный процесс. У тебя украли формат - что-то доделали и чуть-чуть добавили... а потом ты увидел - у них что-нибудь стибрил и т.д.

Если глубоко копнуть, у Платона есть такое понятие - "Идеальный образец". И по большому счету, все, что в природе существует, - является жалкими копиями этого идеального образца. А значит все, что мы ни делаем, является копией!

Клонировали ли "тиньковские" проекты? Да, конечно. Когда мы стали думать над пивом "Тинькофф" как маркетинговым проектом, то поняли, что популярное пиво - это не то, которое стоит на полке магазина, а то, которое в руках. Но если оно в руках, значит этикетки не видно. И появилась идея этикетку вывести в "горло". А сейчас, обратите внимание, (этикетки) "Карлсберг", "Эфес", "Амстел" тоже ушли наверх - на горло. Кража это? Нет. Мы просто где-то были впереди, чуть дальше видели... Но был и другой случай. В Липецке какой-то безалкогольный завод, который "Буратино" и "Дюшес" разливал, сделал бутылку - один в один с нашей - только вместо логотипа "Тинькофф" написали, допустим, "Липецк". Ну, бутылка-то узнаваема издалека, а надпись только вблизи рассмотреть можно. Первым ощущением, когда я это увидел, - была радость. Раз нас копируют, значит мы на правильном пути. И тут же сделал второй шаг - отдал дело юристам".

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМАЛЬНОСТИ

Если говорить о юридических нюансах ресторанного копирования, то тут для авторов оригинальных концепций нет ничего утешительного.

Сегодня российский бизнес практически беззащитен против плагиата. Патентное законодательство не подразумевает защиты неосязаемых вещей, таких как дизайн, цветовые решения. Правда, можно запатентовать узор, рисунок, надпись. Но если конкурент сделает такую же надпись, только другим шрифтом, то правообладатель не сможет отсудить свои интересы.

"В моей практике случались прецеденты такого рода. Рестораторы хотели защитить свои дизайнерские решения. В свое время я оказывал юридическое сопровождение открытия первой корчмы "Тарас Бульба". Мы запатентовали орнамент на полотенцах, одежде официантов в национальном стиле, предметы посуды. Но если кто-то очень захочет взять, возьмет", - рассказывает директор юридического агентства "Формцентр" Игорь Лысенко. - Небольшие отклонения от оригинала - и доказать, что это плагиат, уже нереально. По законодательству есть понятие патента, но допускает оно и следующий вариант: можно внести незначительные изменения и получить патент на "полезную модель", которую можно запускать в производство". В отличие от г-на Лысенко, директор "Магазина готового бизнеса" в Нижнем Новгороде Юрий Кузьмичев считает, что порой в своей беззащитности рестораторы должны винить самих себя: "Копировать чужой успешный опыт нужно, но не так откровенно, как делают некоторые рестораторы. Сейчас мы предлагаем нижегородскому рынку интересный формат американского ресторана "Кафе Дяди Сема". Всем, кому мы показываем этот формат, говорят: "Да это же проект "Папаша Билли" группы компаний "ПИР" (крупнейший местный оператор общепита). Да, они позаимствовали многие вещи из московского проекта, привнеся и свои элементы, и ресторан стал успешным. Но я уверен, что в городе будет востребовано еще несколько "Кафе Дяди Сема". Если идет идентичное копирование, правообладатель должен защищать свои авторские права. Беда состоит в том, что ресторанный бизнес зачастую не технологичен и не очень грамотно юридически прописан. Поэтому далеко не все предприниматели могут прийти и сказать, что у них позаимствовали элементы фирменного стиля. Так что, многие становятся жертвами жадности, так как в свое время не защитили авторские права. Но лет через 5-7 рынок цивилизуется, и таких примеров будет гораздо меньше".

"С КЛОНАМИ НЕЛЬЗЯ БОРОТЬСЯ. ИХ МОЖНО КУПИТЬ"

АНДРЕЙ КОНОНЧУК, генеральный директор группы компаний "Крошка-Картошка"

"Абсолютно любая концепция копируема. Секретов, которые нельзя раскрыть, не существует. Яркий пример тому - история с рецептом Coca-Cola. Производители долгое время твердили, что рецепт этот строжайше охраняется, и никто никогда не сумеет сделать точно такую же газировку. А потом какие-то студенты воссоздали эту рецептуру, и сегодня ее можно купить за $3 тыс. Реалии нашего бизнеса таковы, что нас или "Ростикс" копируют редко (о клонах "Крошки-Картошки" - см. материал в этой рубрике - прим. "Р"). А вот "Теремок" часто, как и Sbarro, например. На мой взгляд, объяснения тому кроются в специфике каждой конкретной концепции. Например, "Ростикс" не копируют, потому что курица - дорогой продукт, и чтобы бизнес стал рентабельным, надо создать большую сеть, ориентированную на массовый сбыт. Картошка - несложный продукт, в нашей технологии нет больших трудностей. Однако достать крупную картошку, чтобы можно было поставить производство на поток, - уже проблема. Мы расходуем в день 10 тонн крупной картошки. Когда мы искали поставщиков, то не смогли найти их даже в Айдахо - картофельной столице мира. Американские производители, узнав, что нам нужно, призадумались, потом сказали - вы нам должны проплатить заказ на полгода вперед, дайте нам вырасти под вас, а потом... Нас такие условия не устраивали, в итоге мы нашли других поставщиков, но я считаю, что нам удалось проскочить сквозь игольное ушко. И все же "Крошку-Картошку" подделывают. В Москве есть сеть "Не просто картошка", она состоит из 3-4 кафе. Конечно, клон нам вредит. И дело тут не в том, что он отнимает у нас долю рынка, ущерб нам они наносят своим качеством обслуживания и еды, а также размытостью концепции. Мы четко ассоциируемся у потребителя с некоторым набором продуктов. Сеть "Не просто картошка", которая, помимо печеного картофеля, продает шаурму и блины, размывает представление потребителя о нашей концепции. Уж лучше бы они были нашим точным клоном, с другим, естественно, названием. Это была бы популяризация нашего продукта.

Хотя бороться с клонами сложно, но все же некоторые пути борьбы существуют. Любой бизнес можно оценить, и, соответственно, купить. Пример тому - KFC и "Ростикс". KFC опоздал с выходом на рынок, он ничего не смог бы сделать, поэтому в итоге пошел путем покупки "Ростикса" (как бы ни называл произошедшее "Росинтер", однозначно, что тут произошла купля-продажа). У нас, в частности, тоже была мысль купить точки бывших петербургских франчайзи. Но они назвали астрономическую цену - переплачивать не имело смысла, поэтому мы на это не пошли. Потому что нас интересовали не сами точки, а только места, на которых они работают. В Москве мы даже не задумывались о подобном. "Не просто картошка" нам не мешает. Конечно, это плохо, что они есть, но несколько кафе - не катастрофично плохо. Рост у них небольшой. Мне сложно представить, что они станут опасны. Даже если они создадут более четкую концепцию (что в их случае - непременное условие возможного роста), все равно мы не будем видеть в них главных своих соперников. Наши конкуренты - McDonalds и "Ростикс". К тому же, конкуренция идет только на пользу сильным игрокам".
- "Ресторатор" -
[03.07.2006]
Все новости