Нижегородский ритейл

28.03.2007
На прошлой неделе в Нижнем Новгороде состоялась итоговая конференция предприятий сферы торговли, организованная Союзом магазинов Нижегородской области. На конференции был впервые представлен прогноз развития торговли в области. На вопросы «КАПИТАЛИСТа» отвечает автор документа, руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов.

Активное строительство современных торговых центров в Нижнем Новгороде началось совсем недавно. Какова сегодня динамика строительства новых торговых площадей в Нижнем Новгороде и можно ли уже говорить о каких-то итогах за этот период?

— Действительно, торговые центры современного вида, стали появляться лишь в конце 2002 — начале 2003 года. На тот момент в городе было примерно 350 тыс. кв. м торговых площадей. Сегодня вместе с ТЦ «Мега» в Нижнем Новгороде работают магазины общей площадью 700 тыс. кв. м. Таким образом, за 4 года торговля Нижнего Новгорода «удвоилась». По оценкам Союза магазинов Нижегородской области, для городов-миллионников в России это критическая точка, когда закрывается первоначальный спрос, закачивается экстенсивное развитие и на рынке начинается реальная конкуренция. До сих пор сети магазинов фактически просто закрывали «белые пятнана карте города, а сейчас наступает время настоящей борьбы за покупателей, соревнования в сервисе, маркетинге, борьбы за сокращение издержек и оптимальную логистику.

До какого предела продолжится рост торговых площадей?

— По нашим оценкам, как минимум до уровня Европы — 1 кв. м на 1 человека, или до 1,3 млн кв. м, т. е. почти еще в два раза. По времени этот рост будет продолжаться примерно до конца 2010 года — бурный рост рынка торговой недвижимости прогнозируется еще на 3,5 года, причем этот прогноз подтверждается уже объявленными проектами.

А как обстоят дела в городах области? Есть ли явные «торговые» лидеры?

— Что касается городов области, там строительство новых торговых площадей началось в 2004"2005 годах. К 2010 году торговые площади также как минимум удвоятся. Наиболее активный рост ждет такие города как Выкса, Дзержинск, Павлово, Урень, Сергач, Шахунья, Балахна, Кулебаки, Богородск, Кстово, Городец, Семенов, Лысково. Это наиболее «недооцененные» в плане инвестиций в торговлю города области. Часть таких проектов уже объявлена. Все это кардинально изменит структуру торговли и в малых городах. В среднем типовой торговый центр для малых городов будет иметь площадь около 6 тыс. кв.м.

Что ждет рынок торговли в ближайшие несколько лет? Каковы главные тенденции?

— В ближайшие годы наибольший рост ожидается не в традиционном ритейле, а в Интернет-торговле. Сейчас объем продаж через Интернет не превышает 0,5%, но и это в цифрах порядка 500-700 млн руб. в год. К 2010 году ожидается огромный 7-10-кратный рост этого рынка, т. е. каждая двадцатая покупка будет делаться через Интернет-магазины. Столь бурное развитие данного канала продаж вызвано тем, что в мире со все более растущим ассортиментом именно Интернет позволяет быстро сравнивать товары и условия продаж в разных магазинах, а в секторах с высокими наценками (одежда, обувь, украшения, подарки) покупка через Интернет позволяет значительно сэкономить.

Вторая важная тенденция для Нижнего Новгорода — коренное изменение потоков покупателей.

Во-первых, это сегментация города на отдельные районы из-за транспортных проблем. Во-вторых, активное развитие локальных торговых зон. Люди уже не так легко будут способны передвигаться по городу в поисках нужной вещи. Как и Москва, Нижний Новгород разделиться на «округа», где жители будут стремиться работать и совершать покупки. В-третьих, это быстрое перемещение торговли в крупные форматы на транспортных магистралях (в заречной части) и окраинах (в нагорной). Кстати, появление крупных магазинов на окраинах города («Карусель», «Мега») стало отличительной тенденцией 2006 года.

Сегодня, в условиях активного развития таких форматов торговли как супер- и гипермаркеты, естественный вопрос: что ждет малый бизнес, так называемые магазины у дома?

— На самом деле, формат гипермаркета является наиболее перспективным в сфере торговли. Однако, в Нижнем Новгороде до некоторого насыщения должно открыться как минимум еще 5-10 таких объектов. Судьба же привычных встроенных и встроено-пристроенных магазинов от 400 до 900 кв. м — основного наследства прошлого, — не очень понятна. Они будут еще многократно перепродаваться и перестраиваться.

Другой край торговли — маленькие магазинчики около дома — будут жить хорошо за счет того, что все более будут превращаться в центр локальных коммуникаций для местных жителей. Через несколько лет малые магазины будут предлагать жителям соседних домов не только выбор привычныхтоваров, но и ассортимент готовых блюд, услуги кафе, приема платежей за коммунальные услуги и сотовую связь, покупку билетов на развлекательные мероприятия в любой точке города.

Однако для малого бизнеса в торговле наступают непростые времена. Даже мелкие магазины у дома постепенно все больше будут принадлежать сетям. По оценке Союза магазинов Нижегородской области, в 2010 году до 50% оборота торговли будет формироваться федеральными торговыми сетями, 30% — магазинами местных торговых сетей, работающими под собственной маркой или франчайзинговыми магазинами, наконец, на долю действительно независимого малого бизнеса останется лишь 20% рынка. В районах области то соотношение можно оценить как 25/50/25.

Нижегородским магазинам предстоит сильно измениться, даже внешне. Во-первых, к 2010 году произойдет полный переход на самообслуживание, даже в маленьких 50-70-метровых магазинах. Во-вторых, хотя порой и кажется что в нижегородской торговле уже «все как в Европе», разница есть, и она чувствуется: мало приятных входных групп, обустроенных парковок, украшенных витрин. Пока в оформлении нижегородских магазинов преобладает чистый функционал и конструктивизм, стремление выжать максимум из имеющейся торговой площади при минимуме затрат.

Остались ли на нижегородском торговом рынке свободные ниши? Появления каких новых форматов можно ожидать?

— Парадоксально, но факт: в Нижнем Новгороде, который именуется крупным торговым центром, по-прежнему негде купить добротную одежду по разумным ценам. Рынки закрываются, а монобрендовые модные магазины устраивают лишь сравнительно малую часть покупателей.

Одежда в Нижнем Новгороде до сих пор продается неоправданно дорого. Решением должны стать крупные форматы — универмаги: они сделают то же, что в свое время сделали супермаркеты, потеснив продуктовую торговлю с рынков и киосков.

Однако еще сравнительно долго сохранят актуальность и демократичные торговые центры (например, ТЦ «Муравей») — малым предпринимателям надо куда-то уходить с рынков.

Особо хотелось бы обратить внимание нижегородских предпринимателей на пустующую нишу, где конкуренция с сетями никогда не будет большой – это торговля вдоль дорог в Нижнем Новгороде и на трассах. Поток покупателей, передвигающихся в автомобилях по главным магистралям города, давно уже многократно превышает покупательские потоки на самых оживленных пешеходных торговых улицах. Поэтому мы ожидаем появление большого количества магазинов и предприятий общественного питания, ориентированных именно на обслуживание автомобилистов. Особое внимание следует уделить торговле drive thru – обслуживание через окно, не выходя из машины. Во многих странах так продается огромное количество товаров: готовая еда, средства гигиены, пресса, бытовая химия, аптечный и галантерейный ассортимент и т. д.

Сейчас в городе ликвидируются мини-маркеты, и для многих предпринимателей встает вопрос, куда же уходить. Осилить открытие на первом этаже жилого дома не всем по карману, да и не всегда это лучшее решение. На наш взгляд, в первую очередь следует обратить внимание на автозаправочные станции, где торговля сопутствующими товарам сейчас находится в зачаточном состоянии. В перспективе именно АЗС станут альтернативой минимаркетам. По мере роста пригородной зоны самым привлекательным местом станет правая сторона трассы на выезде из города, здесь ожидается наиболее быстрый рост цен на землю.

Еще один пустующий формат, связанный с автомобилями — это сервисно-развлекательные центры, ориентированные на обслуживание автомобилистов. Имеются в виду комплексы, куда можно приехать, чтобы помыть автомобиль, выполнить мелкий ремонт и ТО, поужинать, отдохнуть или заняться спортом и купить товары для семьи.

Очень интересный и пока также пустующий формат – это магазины натуральной еды или магазины, делающие ставку на большую представленность натуральных продуктов. По мере роста доходов населения желание покупать более здоровую пищу обязательно вызовет появление соответствующих магазинов.

Наконец, неосвоенных ниш хватает даже в самых простых и очевидных вещах. В нашем городе по-прежнему невозможно купить, к примеру, элементарную майку с надписью «Нижний Новгород» или другую продукцию с символикой родного города. Так что бурное развитие торговли продолжится. Пока на этом рынке хватает и возможностей, и свободных ниш. Конечно, доходность торговли начала постепенно сокращаться, но она по-прежнему остается привлекательной сферой для инвестиций. Нас ждут еще многочисленные и интересные открытия.

Вадим Носов, Союз Магазинов

www1.abm.r52.ru
Все новости