«Техмаркет» сдался «Евросети»

03.08.2005
Как сообщила в среду пресс-служба компании «Евросеть», вчера крупнейшая федеральная сеть салонов связи подписала договор о приобретении всех 157 торговых точек своего конкурента – компании «Техмаркет», а также ее торговой марки. Сумма сделки не разглашается, однако, по оценкам экспертов, «Евросеть» заплатила за салоны «Техмаркета» как минимум 1,2-1,3 млн долл. После покупки магазинов конкурента «Евросеть» усилит свои лидерские позиции в Московском регионе, увеличив свою долю рынка примерно на 6%. По мнению экспертов и участников рынка, «Техмаркет» решил продать свои розничные активы из-за плохого финансового состояния компании. Таким образом, на рынке мобильного ритейла в России становится одним игроком меньше.

«Евросеть» – крупнейшая в России сеть салонов связи, работающая в формате дискаунтера. Компания является ведущим дилером крупнейших операторов связи и производителей мобильных терминалов. Основными направлениями деятельности компании является осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, телефонами DECT, CD и mp3 плеерами, аксессуарами, подключение к операторам сотовой связи. В настоящее время в торговую сеть компании входит более чем 1850 салонов связи, расположенных в России и странах СНГ. Планируемый оборот компании в 2005 г. – порядка 2 млрд долл. В январе-июле 2005 г. компания «Евросеть» в розницу продала 4,8 млн телефонов. По собственным данным, на 1 августа 2005 г. доля «Евросети» на розничном рынке продаж сотовых телефонов в России составила около 29%.

Как сообщила в среду пресс-служба компании «Евросеть», 2 августа 2005 г. крупнейшая федеральная сеть салонов связи подписала договор о приобретении всех торговых точек одного из своих конкурентов – компании «Техмаркет», а также ее торговой марки. «Евросеть» рассчитывает, что собственными силами компания осуществит товарное наполнение салонов связи «Техмаркет», а также обеспечит грамотную логистику. «Кроме того, розничная политика «Техмаркета» будет приведена к стандартам компании «Евросеть», – отмечается в пресс-релизе. «Мы расширили свою географию в Москве, так как во многих случаях салоны «Техмаркет» находятся в тех местах, где нет наших магазинов», – заявил председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин. Напомним, что в настоящее время сеть «Техмаркет» представлена 157 салонами связи. Судя по всему, со временем все магазины «Техмаркета» постепенно сменят бренд, что подтвердили RBC daily в пресс-службе «Евросети». «Вывески будут сменяться постепенно», – сказала PR-директор компании Татьяна Гуляева. Впрочем, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин полагает, что до половины от числа приобретенных салонов могут быть закрыты, поскольку они дублируют друг друга. «Выбираться будет лучший салон по местоположению и площади», – сказал он RBC daily. Президент ближайшего конкурента "Евросети" группы компаний "Связной" Максим Ноготков высказал RBC daily свои сомнения по поводу сделки "Евросети". "Мы сомневаемся, что для "Евросети" это удачное приобретение, поскольку до 80% торговых точек "Техмаркета" и "Евросети" совпадают по местонахождению. Вероятно далеко не все салоны "Техмаркета" интересны "Евросети", и некоторые из них будут закрыты", - сказал Максим Ноготков.

Хотя компании не разглашают сумму сделки, очевидно, что для «Евросети», оборот которой достиг в 2004 г. составил 968 млн долл., она вряд ли обременительна. По оценкам г-на Муртазина, минимальная стоимость розничных активов компании «Техмаркет» в настоящее время составляет 1,2-1,3 млн долл. «Первоначально на рынке ходили слухи о стоимости розничных активов «Техмаркета» в размере 2 млн долл., однако я не думаю, что «Евросеть» заплатила столько», – сказал эксперт. Аналитики убеждены, что покупка «Техмаркета» позитивно отразится на компании «Евросеть», это позволит ей укрепить свои лидерские позиции в московском регионе. «Мы считаем, что наша доля рынка в Москве увеличится в среднем на 6%, а в целом по России – более чем на 1%», – сказала RBC daily Татьяна Гуляева.

Эксперты и участники рынка считают, что «Техмаркет» вынужден был продать собственные магазины из-за финансовых проблем в компании. Это подтверждают и в «Евросети». «Основная задача, стоящая в рамках этого проекта перед компанией «Евросеть», – это оздоровление финансового состояния компании «Техмаркет», – сообщили в пресс-службе компании. Напомним, что в конце июня в российских СМИ появилась информация о том, что компания «Техмаркет» накопила достаточно много долгов, по которым не может расплатиться. В частности, по словам главы подразделения мобильных средств связи «Motorola в России и СНГ» Инги Чурашовой, сеть «Техмаркет» задолжала компании Motorola 2,3 млн долл. по товарному кредиту. По информации российских СМИ, у торговой сети были и другие просроченные долги перед поставщиками, например Nokia и Pantech. Тогда пресс-служба «Техмаркета» опровергла опубликованную в прессе информацию о собственной некредитоспособности и заверила журналистов, что у компании «не было и нет намерений продавать бизнес». Тем не менее аналитики все же считают, что долги существуют, а их сумма достаточно велика для «Техмаркета», и поэтому компании пришлось искать инвестора. Впрочем, по мнению аналитика Mobile Research Group, «Евросеть», покупая магазины конкурента, не станет брать на себя его долги. «Таким образом, продав свои розничные активы, «Техмаркет» уходит с российского рынка мобильного ритейла», – резюмировал г-н Муртазин.

Участники рынка также отмечают, что сейчас на рынке в условиях жесткой конкуренции наблюдается тенденция к консолидации компаний. «Рано или поздно при признаках насыщения рынка назревает необходимость консолидации компаний», – прокомментировал RBC daily директор по маркетингу и развитию бизнеса группы компаний Divizion Михаил Дмитриев. Впрочем, по его мнению, сделка «Евросети» и «Техмаркета» не является «чистым» примером слияния компаний. «С точки зрения «Евросети», договор с «Техмаркетом» поможет им увеличить число своих точек. «Но существует опасность, что целевая аудитория компании «Техмаркет» не совсем совпадет с аудиторией «Евросети» – в этом случае бóльшая часть постоянных клиентов предпочтет делать покупки в других сетях», – сказала RBC daily руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS Татьяна Москалева. Михаил Дмитриев добавил также, что в нынешних условиях «небольшие» торговые сети (а по теперешним стандартам рынка 157 магазинов «Техмаркета» можно отнести к «небольшим» сетям) становятся нерентабельными.


Ольга Соколик,
www.biztorg.ru
Все новости