«Плавающий» бизнес: Как стать владельцем судна-ресторана?

28.04.2007
На сегодняшний день организацией водных прогулок по Волге и Оке в Нижнем Новгороде занимается около 15 фирм. В это число входят как крупные компании, имеющие в своем распоряжении порядка 4-6 многопалубных судов, так и небольшие фирмы, которые располагают либо одним прогулочным судном, либо несколькими маломерными катерами. Однако, несмотря на кажущуюся «тесноту» в «плавучем» секторе, так называемого «банкетного» флота, то есть судов-кафе и ресторанов, в городе не так уж и много. Хотя, по мнению экспертов, подобные услуги становятся все более востребованными.
В первую очередь это связано с тем, что крупные компании, владеющие трех-четырехпалубным флотом, по большому счету отказались от идей создания «самоходных» кафе и ресторанов. Многопалубные суда, расходующие, как правило, более 3 тонн топлива в сутки ($600 за тонну), позволяют окупать себя лишь на речных круизных линиях, например «Нижний Новгород - Москва - Нижний Новгород». Поэтому «банкетный» сектор сегодня более привлекателен для среднего бизнеса.

Цена вопроса в Нижнем Новгороде ориентировочно в три раза ниже, чем в Москве, и составляет около $350 тыс. На эти деньги можно приобрести судно, построенное в Германии в 70-80 годах прошлого столетия, с готовым пакетом документов.

Значительное различие

«Создание «банкетного» флота, который не стоит путать с прогулочным, является в настоящее время одним из новых направлений бизнеса «на воде», - считает Вячеслав Волков, директор ОАО «Волга-Ресторан-Сервис». -В Нижнем Новгороде до сих пор существует лишь единственный пример самоходного плавучего ресторана - «Садко», который наша компания переоборудовала в 2003 году из сухогрузного теплохода».

«Ожидания по поводу «Садко» оправдались на все 100%, - говорит Сергей Рубан, управляющий плавучим рестораном «Садко». - Более того, владельцем судна-ресторана закуплено еще два теплохода для таких же целей. Одного ресторана «на воде» Нижнему Новгороду уже не хватает».

Таким образом, за исключением «Садко» и двух плавучих ресторанов, которые могут быть спущены на воду в текущем году, данную нишу никто не занимает. Конечно, услуги общепита могут предоставить практически на каждом прогулочном теплоходе. Однако, по мнению экспертов, подобные предложения имеют бессистемный характер, и рассматривать нижегородскую прогулочную флотилию, состоящую ориентировочно из 10-13 судов различного водоизмещения, как серьезного конкурента не стоит. Здесь несколько иное направление оказываемых услуг. Большинство судовладельцев предпочитают занимать либо нишу коротких речных прогулок, предлагая желающим лишь небольшой бар на палубе, либо однодневные экскурсионные туры, например, в Макарьевский монастырь.

Купить или «переделать»?

Инвесторам, решившим заняться организацией «плавучего» ресторана, можно обратить внимание на появление в Нижнем Новгороде первых предложений готового бизнеса «на воде». До этого на рынке имелись лишь единичные предложения о продаже прогулочных судов и катеров. По большому же счету, среди объектов превалировали дебаркадеры, нуждающиеся в существенной реконструкции.

Линейка «готовых» предложений по большей части касается судов, построенных в Германии в 70-80-х годах прошлого столетия. Все они, естественно, прошли «предпродажную» подготовку и уже имеют готовый пакет документов, в который входят договоры на поставку топлива и аренды причальных мест. Дополнительные работы могут потребоваться лишь для расконсервации двигателя.

И самое главное - цена вопроса в Нижнем Новгороде ориентировочно в три раза ниже, чем в Москве, и составляет около $350 тыс.

Второй вариант входа в бизнес - переоборудование грузового судна в «пассажирский вариант». Это, по мнению экспертов, может снизить конечную стоимость судна в два раза. В Нижегородской области такими проектами занимаются несколько предприятий, например, Городецкий ЦКБ «Монолит» и ОАО ЦКБ НПО «Судоремонт».

Предлагаемые судоремонтными заводами проекты индивидуальны и рассчитываются в каждом конкретном случае. Можно лишь сказать о том, что переоборудование обычно обходится собственнику от $100 тыс. до $200 тыс., в зависимости от его требований.

Позиционирование

Наибольшим спросом, по заключению участников рынка, речные прогулки пользуются у корпоративных заказчиков. Например, плавучий ресторан «Садко» сразу стал ориентироваться на «бизнес-класс», а именно на организацию банкетов, презентаций и конференций. По мнению Вячеслава Волкова, это направление развивать проще. Так, обслуживающий персонал заранее согласовывает с заказчиком форму и смету мероприятия, что соответственно, позволяет более грамотно подойти к его подготовке.

«Такое позиционирование оправдало себя, - говорит Вячеслав Волков. - С момента запуска в эксплуатацию загруженность «Садко» в период активной навигации росла каждый год и сейчас более чем плотная - пять дней в неделю отдыхают клиенты, остальные два уходят на профилактические работы».

Приобретая «плавучий ресторан» весной, на его полноценное, а не только «причальное» использование инвестор может рассчитывать лишь на следующий год. Формирование заказов целесообразнее начинать уже осенью, предшествующей навигации. В это же время необходимо начинать рекламную кампанию. В противном случае, несмотря на фактическую покупку готового бизнеса, на практике его владелец превратит свое судно в обычный причальный дебаркадер-ресторан, инвестиции в который составили бы в три раза меньше.

Если же судно в настоящий момент уже и технически и «документально» готово к плаванию, а заказы отсутствуют, то, по мнению экспертов, целесообразнее передать судно во фрахт. К тому же, ряд нижегородских туристических фирм, по мнению экспертов рынка, уже сейчас готовы использовать суда для своих новых маршрутов.

Рабочие моменты

Заправка судна, являясь самым затратным пунктом бизнеса, в то же время не составляет для судовладельцев никаких проблем - необходимо лишь заключить договор с одним из плавучих заправщиков.

Более серьезные вопросы возникают при юридическом оформлении судна. Для эксплуатации плавучего ресторана необходимы те же документы, что и на обычное пассажирское судно. Оформлением всех разрешений и последующим регулированием возникающих вопросов занимаются несколько организаций, основными из которых являются судоходная инспекция, Государственное бассейновое управление и Российский речной регистр.

«Нужно обратиться к ним и пройти консультацию, - продолжает Вячеслав Волков, - какие документы необходимо иметь для эксплуатации того или иного судна. Они выставляют перечень требований, и собственник их решает либо сам, либо обратившись за помощью в юридическую фирму».

При оформлении договора причального места сразу же нужно позаботиться о снабжении корабля электроэнергией, которую будет использовать судно во время так называемого «холодного отстоя» - обычной причальной стоянки с заглушёнными двигателями. Договор о предоставлении подобных услуг оформляется отдельно, но найти организацию, которая «запитает» корабль, как правило, не составляет особых проблем. Например, на оказание таких услуг можно рассчитывать в Нижегородской сбытовой компании.

Вопросы могут возникнуть при наборе персонала, в той части, каких сотрудников проще и выгоднее набрать - постоянных или временных. «Фирмы, занимающиеся организацией водного отдыха, как правило имеют постоянный, а не временный персонал, - говорит Вячеслав Волков, - поскольку персоналу, за исключением поваров, приходится трудится и во вненавигационный период - это подготовка судна весной и консервация осенью. К тому же, в навигационный период у персонала, как правило, идут переработки, поэтому получаемый трехмесячный зимний отпуск является адекватной компенсацией».

О предполагаемом сроке окупаемости вложений в 5 лет можно говорить, ориентируясь, например, на существующие расценки аренды у нижегородских компаний, занимающихся бизнесом «на воде» - от 6 тыс. руб. за час на рядовом прогулочном судне «Москва» до 23 тыс. руб. за то же время аренды судна более высокого класса, например, «Отдыха». Подобные суда, используемые как кафе, ресторан, или же комбинированный вариант с несколькими гостиничными номерами, по мнению экспертов, могут приносить своему владельцу в среднем по $75-80 тыс. чистой прибыли в год.


Дмитрий Минеев
www1.abm.r52.ru
Все новости