Салон-оптика: Бизнес без оптического обмана

11.05.2007
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, которая в свою очередь призвала мировое сообщество к 2020 году полностью избавиться от слепоты, салон оптики необходим на каждые 30 тыс. населения. Причем, именно полноценный салон, в котором возможно не только приобретение современных очков или линз, но и проведение необходимой диагностики зрения для профессионального подбора средств коррекции. В Нижнем Новгороде на 1,3 млн жителей, согласно справочным данным, существует лишь около 30 оптик, отвечающих подобным требованиям. Таким образом, существует потребность как минимум в 15-ти салонах, способных предложить клиенту полный комплекс услуг.

Взгляд на нишу

Нижегородский рынок очковой оптики, по мнению экспертов, несмотря на проблему качества самой очковой продукции, в настоящее время достаточно динамично развивается. Проблемы же в основном касаются сектора очков низкой и средней ценовой категории, которые продаются на рынках и в торговых палатках. Однако, по мере роста доходов населения, все большее количество клиентов предпочитают не экономить на здоровье, а приобретать продукцию более высокого качества, что, в свою очередь, и ведет к развитию «очковой» розницы.

«Потребности нижегородцев за последнее время выросли, — подтверждает Михаил Гут, генеральный директор сети фирменных салонов оптики «Кронос». — Если они покупают очки, то все чаще выбирают более качественные очковые линзы — прогрессивные, фотохромные. Пользователи контактных линз уже могут себе позволить линзы плановой замены с укороченным сроком ношения, например, однодневные. Более взыскательны стали клиенты и к качеству продукции, все большее внимание уделяют марочной оптике. Привлекательны для покупателей и модные солнцезащитные очки известных брэндов».

В настоящее время существует две основные специализации салонов оптики по средствам коррекции — бесконтактной (очки) и контактной (линзы). Несмотря на простоту выбора, потенциальному инвестору следует обратить внимание на некоторые, кажущиеся на первый взгляд противоречивыми, факты.

Во-первых, продажа очков традиционно является более высокорентабельным бизнесом, чем продажа контактных линз. В то же время, спрос на контактные средства коррекции растет более быстрыми темпами. Во-вторых, необходимые стартовые инвестиции для открытия салона оптики, специализирующегося на изготовлении и продаже очков, минимум в 1,5 раза выше по сравнению со специализацией на продаже линз. Удорожание объясняется в первую очередь закупкой оборудования для изготовления очков по заказам, а также более высокой закупочной стоимостью очковых оправ по сравнению с линзами. В пользу же контактной оптики говорит то, что молодое поколение (до 30 лет) в настоящее время охотно переходит на линзы.

Но все же, по мнению экспертов, основной потребитель пока не готов отдать предпочтение контактным средствам коррекции зрения, поэтому рентабельность продаж очков в среднем в 1,3 выше рентабельности продаж контактных линз. «Если рассматривать количественное соотношение продаваемого товара, то очки занимают более трети общего объема продаж, — говорит Татьяна Медведева, директор ООО «Острота зрения». — В этой ситуации компромиссным и более перспективным выходом является создание полноценного формата салонов по продаже оптики, где будут присутствовать оба направления средств коррекции зрения».

Четкие требования

Для полноценной работы одного универсального салона оптики достаточно 50 кв. м, 18 кв. м из которых будет занимать диагностический кабинет врача. Это, согласно ГОСТу минимальная площадь, на которой может принимать окулист. Из оставшихся «квадратов» треть отойдет оптику-технику, остальное — под торговый зал.

«Место расположения салона оптики законами четко не регламентировано, — продолжает Татьяна Медведева, — согласно методическим указаниям, разработанным НИИ экономики медицинской промышленности, магазин изделий медицинского назначения может располагаться как в отдельно стоящем здании, так и в жилом доме (в нежилых помещениях). Но во всех случаях организация должна иметь отдельный подъезд и вход. При размещении же магазина на первом или цокольном этажах жилого дома, обязательны изолированные от жилой части здания выходы. К тому же, загрузка товара должна проводиться исключительно со стороны торцов жилого здания, где нет окон или выходов из жилых квартир».

К помещению, в котором будет распологаться новое предприятие, применяются стандартные «медицинские», пожарные и СЭС-нормативы.

А вот на требованиях к получателю лицензии для занятия «очковым» бизнесом эксперты советуют остановиться более подробно. Несоблюдение хоть одного из нижеперечисленных пунктов грозит инвестору отказом в получении необходимых разрешений.

Во-первых, необходимо получить лицензию на производство медтехники (очков и линз) и на право осуществления медицинской деятельности (оказание офтальмологических услуг). Во-вторых, директор магазина обязан иметь фармацевтическое образование, аккредитационный сертификат и стаж работы по специальности.

Получение всех необходимых документов займет не менее месяца и обойдется в сумму около 50 тыс. руб., 45 тыс. руб. из которых уйдет на лицензию на оказание платных медицинских услуг.

Технологические тонкости

В первую очередь, салону-оптике необходимо качественное диагностическое и производственное оборудование, которое обеспечит высокую точность и качество готовых очков. Оборудование диагностического кабинета с самыми необходимыми приборами для подбора очков и контактных линз будет стоить около 400 тыс. руб. Профессиональная линия по сборке очков, включающая станки для обработки линз, оборудование для покраски и сверления пластиковых линз, диоптриметр и ультразвуковая мойка обойдется в 750 тыс. руб.

Кроме этого, естественно, потребуются так называемые «расходные материалы» — оправы и линзы. Для полноценной работы необходимо в среднем 600-700 наименований оправ и 15 видов очковых линз по 80 диоптрий для каждого вида. На закупку такого набора потребуется 230-250 тыс. руб. Кроме того, если оптика предполагает предоставлять услуги, связанные с подбором контактных линз, попутно стоит закупить набор контактных линз – не менее восьми видов, по 80 диоптрий для каждого. Минимальная стоимость комплекта — 50 тыс. руб.

Примечательно, что большинство фирм, поставляющих в Россию медтехнику и комплектующие, готовы работать с заказчиками по лизинговым схемам. К тому же, как правило, эти компании являются авторизованными представителями производителей техники и все вопросы гарантийного и послегарантийного обслуживания решаются на достаточно выгодных для клиента условиях.

Кроме того, поставщики техники, как правило, предлагают своим клиентам широкий ассортимент средств по уходу за очками, линзами, аксессуары, и так называемые «рядовые», солнцезащитные очки.

Окупаемость

Таким образом, первоначальные вложения в бизнес (без учета аренды и подготовки помещения), составят в среднем 1,6-1,7 млн руб. Точный «потолок» максимального размера инвестиций назвать невозможно. Главным образом это связано с разницей цен на производственное оборудование.

По мнению участников рынка, вложенные средства можно окупить менее чем за 1,5 года. Но при этом количество заказов на изготовление очков должно быть не менее 200 единиц в месяц, что бывает далеко не в каждом салоне. В связи с этим, как считают эксперты, особенно выгодно создание сети салонов из трех-четырех точек с одной производственной базой. Кроме того, располагая оборудованием, оптика получает возможность брать заказы на изготовление очков у своих «младших» конкурентов, тех, кто не имеет собственного производства.

www.kapitalist.nn.ru
Все новости