Перспективы стоковых магазинов

12.05.2007
Слово Stock, означающее в переводе с английского языка товарный или складской остаток, стало широко известно в России с 2002 года, после повышения таможенных пошлин на одежду Second-hand. В отличие от «сэкондов», специализирующихся на продаже бывшей в употреблении одежды, стоковые магазины торгуют исключительно уцененными складскими остатками — одеждой или обувью. Проще говоря, вещь, стоившая летом 1 тыс. руб., осенью здесь продается уже за 300 руб. В стоковом магазине работает не сезонная, а бесконечная распродажа, что, безусловно, привлекает покупателя.

До Нижнего Новгорода «стоковая» волна докатилась в том же 2002 году, однако динамика появления новых торговых точек подобной направленности была не в пример скромнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. С мертвой точки дело сдвинулось около полутора лет назад. Стало открываться по нескольку магазинов в год. Однако, как считают эксперты, «стоковая» ниша далека от насыщения и по-прежнему готова принять новых игроков.

«За прошедший год спрос на стоковую одежду существенно возрос, — говорит Наталья Отмахова, владелец компании «Аутлет», занимающейся оптовыми поставками стоковой одежды в Нижегородскую область. — Даже не на какое-то определенное количество процентов, а в разы». «Это очень перспективное направление, — соглашается Людмила Лепулина, директор магазинов «M.O.N. collection». – Сегодня люди стали «считать свои деньги», и стоковые магазины предоставляют им такую возможность. Например, для нашего покупателя абсолютно неважно, что определенный спортивный костюм входил в коллекцию прошлого года. Важно то, насколько дешевле, чем в фирменном магазине, он его сможет купить».

Размер имеет значение

«Покупатели часто путают стоковые магазины с точками Second-hand. Следовательно, при открытии сток-центра необходимо сразу дистанцироваться от «вторых рук», позиционируя новую торговую точку именно как «центр распродаж», — говорит Людмила Лепулина.

В связи с этим, по мнению экспертов, не стоит думать об открытии торгового зала в каком-нибудь подвальном помещении или ютиться на площади менее 50 кв. м. В этих случаях, новая точка с большей вероятностью станет ассоциироваться у покупателя с продажей одежды б/у. Конечно, небольшие магазины тоже могут быть весьма рентабельны и при этом требуют меньших вложений в бизнес — от $20 тыс. Однако, чем больше площади, тем больше выбор товара, быстрее достигается запланированный оборотный уровень и возвращение инвестиций.

«Во-первых, большие площади дают возможность поставить стеллажи и вешалки для свободного, а не «кучного» размещения товара, в отличии от Second-hand, — говорит Наталья Отмахова. — Во-вторых, магазин сможет закупать больший объем товара более разнообразного ассортимента, что может частично покрыть существенный минус стоковой торговли — не всегда полный размерный ряд».

Такое положение вещей объясняется самой сутью стока. Как правило, сюда одежда попадает двумя путями. Либо с фабрик, распродающих избытки товара, невостребованного крупными ритейлорами, либо непосредственно из магазинов, освобождающихся от нераспроданных за сезон коллекций.

«Причем, это не всегда устаревший товар, — продолжает Людмила Лепулина. — Даже если это коллекции моделей прошлых лет, вся одежда достаточно современна и к тому же в хорошем состоянии — не потертая и не рваная, все бирки на месте».

Сток — это результат парадоксальной ситуации, при которой обе стороны — и фабрика, и торговые сети — фактически принуждают друг друга к необходимости избавления от товара. Первым невозможно точно рассчитать, сколько тот или иной магазин сможет продать за определенный срок, вследствие чего образуется перепроизводство. Вторые в ограниченные сроки вынуждены избавляться от хорошего, но «устаревшего» товара, поскольку производитель заявляет о появлении новой коллекции. Так что не стоит думать, что в распродажу поступает исключительно бракованный товар.

Сток «с нуля»

Открыть новый стоковый магазин не более сложно, чем организовать обычную торговлю одеждой. В России нет нормативных актов, которые ограничивали бы стоковую оптовую или розничную торговлю, предъявляя к ней специальные требования. Она существует в правовом поле общих правил розничной торговли.

«Нельзя говорить об определенной сумме, располагая которой можно взяться за открытие стокового магазина, — продолжает Людмила Лепулина. — Все зависит от того, где он будет расположен, какая предполагается внутренняя отделка, и какое оборудование в нем будет использоваться».

Если же рассматривать открытие «с нуля» магазина «средней категории», который, по мнению экспертов, на сегодняшний момент более востребован чем «полуподвальный» вариант, необходимо располагать суммой порядка $50 тыс. и возможностью снять помещение площадью около 100 кв. м, в котором не придется перед началом торговли производить грандиозный ремонт. Стоимость ремонта может значительно увеличить цену «входного билета».

Несмотря на то, что залог успеха любой торговли заключается в правильном выборе места под магазин — так называемые «проходные» места и транспортные развязки — на успешность стокового магазина, как правило, не влияет поток покупателей: он сказывается лишь в первые недели работы. За это время «магазин распродаж» становится известным не только в округе, но и в других районах города. То есть, главное, и неоспоримое конкурентное преимущество стокового магазина перед остальными магазинами одежды заключается в самих принципах этой торговли. С другими же точками распродаж, считают эксперты, конкуренции как таковой вообще не существует, поскольку до сих пор количество стоковых магазинов в Нижнем Новгороде не превышает 30 точек, в большинстве из которых реально возникают очереди.

Главное — сразу заявить о себе, используя все доступные средства рекламы, самым эффективным из которых является адресное распространение рекламных листовок по почтовым ящикам. Все остальное сделает «сарафанное радио».

Закупка товара

Ассортиментный ряд, по мнению экспертов, зависит от того, в каком районе города расположен стоковый магазин. Если это жилой район, то там лучше продается повседневная и спортивная одежда. На центральных и пешеходных улицах несколько иная специфика – магазин в первую очередь рассчитан на гуляющих. Соответственно, в ассортименте должно быть шире представлено «клубное» и «вечернее» направление — начиная от джинсов и заканчивая коктейльными платьями.

Несмотря на специфику стоковой торговли, которая все же ограничивает выбор закупаемого товара (продается то, что осталось), оптовые поставщики стока стараются предоставлять возможность заказа именно той марки одежды, которая в розницу хорошо продается. Как правило, в каждом регионе существуют фирмы, специализирующиеся на оптовых поставках стоковой одежды преимущественно Германии, Франции и Дании. И хотя европейские оптовые цены отличаются от местных в 3-4 раза, при открытии магазина не стоит задумываться о прямых поставках стока.

«Минимальный ценовой порог закупки, например у немецкого производителя, составляет около 30 тыс. евро, — говорит Наталья Отмахова. — При этом на руки вы получаете модельный ряд лишь одной торговой марки. Для того же, чтобы привезти в Россию хороший ассортимент, необходимо закупаться сразу на 10-15 фабриках, которые расположены в разных странах Евросоюза».

В большинстве случаев, оптовые склады продают сток, формируя из него так называемые пакеты — подборку вещей определенного направления, произведенных одной или несколькими фабриками. Средний объем пакета — 20-25 кг. Средняя стоимость от 25 евро за 1 кг. Кроме этого, существует и «поштучная» продажа. Как правило, это кожаные куртки, детская одежда и обувь.

Работа магазинов с поставщиком строится по двум направлениям. В первом случае товар приобретается сразу. Это одежда известных торговых марок или грамотно сформированные пакеты. Второй вариант — получение товара на реализацию, поскольку и у стоковой торговли существует свой сток. Обычно подобный, ставший неликвидным в крупных городах товар отправляется дальше, в провинцию, где и реализуется.

Возможные результаты

Самым главным правилом работы стокового магазина, по мнению экспертов, должно являться как можно более частое обновление ассортимента —

2, а в идеале 4 раза в месяц. Такой товарооборот вкупе с наценкой, которая в стоковых магазинах составляет около 130%, обеспечивает им достаточно высокую рентабельность. Магазин, в котором работа построена подобным образом, по мнению Натальи Отмаховой, должен окупиться уже через шесть месяцев, в крайнем случае, через год. Такие прогнозы, безусловно, должны стимулировать появление на рынке розничного стока новых игроков. Вместе с тем, по мнению экспертов, эти магазины должны будут иметь более цивилизованный вид: потребитель хочет экономно тратить свои деньги, получая при этом эстетическое удовольствие от покупки.

www.kapitalist.nn.ru
Все новости