"Регулирующая роль задатка"

15.07.2007
Любому предпринимателю, хотя бы раз предпринимавшему попытку купить готовый бизнес, хорошо известно, что это далеко не простое дело.

Рынок купли-продажи действующих предприятий – это рынок, на котором продавцы имеют ряд преимуществ. Многие компании, выставленные на продажу, имеют серьёзные проблемы или предлагаются по завышенной цене.

Как правило, на первом этапе знакомства с продаваемой компанией владелец не готов выдать полную информацию о бизнесе, тем более допустить потенциального покупателя к финансовой, маркетинговой и другой важной информации. Поэтому при обсуждении между продавцом и покупателем схемы сделки и процедуры передачи бизнеса важное значение приобретают письменные гарантии ответственности сторон.

Наилучшим способом, позволяющим максимально учесть интересы сторон и придать сделке надлежащую юридическую форму, является соглашение о задатке. Согласно ст. 380 Гражданского кодекса РФ задатком признаётся денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счёт причитающихся с неё по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

Предметом договора задатка являются: 1) обязательство владельца компании продать действующий бизнес, обладающий определёнными характеристиками в указанные сроки по согласованной цене; 2) обязательство приобретателя выкупить компанию в установленные сроки по согласованной цене. Поскольку действующий бизнес является товаром особого рода, важнейшее значение приобретает соответствие бизнеса характеристикам, заявленным его владельцем. Целью всей процедуры передачи бизнеса является подтверждение правовых, управленческих, финансовых и других параметров продаваемого предприятия.

Подписание соглашения о в обязательном порядке сопровождается внесением задатка. Как правило, задаток составляет около 10% от стоимости бизнеса. Его роль очень важна, т.к. при определённых условиях, которые прописываются в соглашении, покупатель имеет право прекратить процедуру проверки и забрать внесённую сумму. Если покупатель откажется от сделки, то задаток ему не возвращается. Организация и обеспечение процедуры передачи бизнеса – довольно сложная задача, поэтому желательно привлечение специалистов, которые возьмут на себя юридическую часть, а также выступят третьей стороной в переговорах, примут задаток на ответственное хранение и распорядятся ими согласно соглашению. В данном случае репутация компании является гарантом возврата внесённых покупателем денег при наступлении условий для так называемых «точек выхода».

Перед составлением соглашения в первую очередь необходимо выявить пожелания покупателя: что именно как он хочет проверить, что для него является наиболее важным, а также условия, при которых он имеет право отказаться от сделки. Как правило, большинство покупателей не имеют опыта покупки бизнесов. Они довольно чётко представляют риски покупки «кота в мешке», однако не имеют готовых решений по их минимизации. Задача консультанта – предложить стандартный набор инструментов, творчески дополнив и приспособив их к условиям конкретной сделки.

Стандартный перечень проверок, проводимых при вхождении практически в любой бизнес и прописываемых в соглашении о задатке:
- проверка наличия уставных, разрешительных и других документов, сертификатов и лицензий, позволяющих легитимно вести данный бизнес;
- инвентаризация оборудования и имущества компании;
- проверка (полная или частичная) бухгалтерской документации;
- инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности;
- опись переходящих остатков сырья, тары, упаковочного материала и готовой продукции.

Для бизнесов, имеющих недвижимость в собственности, важно подтверждение прав на объекты недвижимости. Если бизнес ведётся на арендованных площадях, очень часто возникает вопрос, какова вероятность того, что годичный договор аренды будет вновь пролонгирован. Если арендодателем является собственник здания, обязательно необходимо предусмотреть встречу покупателя с ним и получение гарантий (иногда достаточно и устных) продолжения конструктивных отношений в будущем. Если у предприятия имеется сложное, дорогостоящее оборудование, возникает необходимость проверки его состояния и работоспособности с привлечением специалистов. Корректность ведения бухгалтерского учёта и полнота уплаты налогов может быть подтверждена справкой об отсутствии задолженности перед бюджетом, а иногда и аудиторским заключением.

В связи с тем, что в большинстве случаев официальные обороты компании не совпадают с реальными, существует множество способов подтверждения объёмов выручки и прибыли. Обычно выбирается один из способов, например: представитель покупателя в течение двух недель-месяца контролирует движение денежных потоков компании, а полученные результаты не должны быть меньше заявленных (или допускается отклонение не более 10%). Кредиторская задолженность, как правило, должна быть погашена, а недвижимость и оборудование освобождены от залога.

«Точки выхода» - это профессиональное название условий, при которых процедура вхождения в бизнес может быть прервана по инициативе покупателя. Стандартные «точки выхода», которые необходимо зафиксировать в соглашении о задатке, обычно таковы:
- неполучение гарантий от арендодателя на продление договора аренды по истечении его срока;
- отсутствие и невозможность оформить документы, без которых деятельность бизнеса не является законной; - отсутствие или неустранимая неисправность оборудования, без которого невозможно выпускать продукцию;
- отсутствие или некорректное ведение бухгалтерского учёта, ставящее под вопрос само существование компании;
- кардинальное несоответствие заявленных финансовых результатов реальным.

Обращаем внимание на то, что перечень «точек выхода» является исчерпывающим и после подписания соглашения только эти причины могут служить основанием для возврата задатка. Другие причины, кардинально не влияющие на состояние и будущее бизнеса, тоже прописываются, но по ним может быть некоторое снижение стоимости компании, например, на сумму задолженности по налогам и зарплате, а также при отсутствии или неисправности второстепенного оборудования или при отличии реальных объёмов производства (продаж) менее чем на 10% от заявленных.

В соглашении о задатке прописываются контрольные сроки проведения проверок, порядок их актирования, а также окончательный срок, после которого покупатель обязуется совершить сделку купли-продажи бизнеса. Для небольших компаний этот срок может быть 1-1,5 месяца, для более крупных бизнесов, а также имеющих сложные юридические схемы, срок составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Также в соглашении прописывается порядок управления бизнесом в переходный период и порядок передачи дел.

Кроме того, в различных случаях возникают дополнительные условия. В основном они связаны с различными юридическими схемами организации бизнеса и оптимизации налогообложения, а также с гарантиями сохранения устойчивости бизнеса в будущем.

О том, как обеспечить безболезненный переход бизнеса «из рук в руки» - в следующей публикации.

Материал подготовлен БизТорг.ру
Автор: Алексей Москвич
Ведущий специалист "Компании ГУРУС"
Все новости