Нижний Новгород: METROстроительство

26.07.2007
С 23 августа Нижний станет первым российским региональным городом, в котором будут работать сразу два METRO Cash&Carry. Хотя по данным Нижегородоблстата по уровню заработной платы из десяти городов-миллионников наш город находится на восьмом месте, результаты работы первого центра оптовой торговли превзошли все ожидания.


По итогам года работы нижегородского подразделения METRO Cash&Carry в 2006 году продажи составили 54 миллиона евро. На конец того же года в METRO зарегистрировано 67 тыс. клиентов, при этом средний чек покупки равнялся 2,3 тыс. руб., а в среднем в день в торговый центр приходило 2202 посетителя.


Судя по уровню продаж и величине суммы среднего чека, нижегородский клиент ориентируется на товары среднего и высокого ценового сегмента. Это дало основание аналитикам METRO считать, что в Нижнем наблюдаются высокие темпы роста развития малого и среднего бизнеса (а значит и роста доходов клиентов). Причем это касается как сферы индустрии общественного питания, так и темпов роста розничной торговли.


По словам руководителя отдела правительственных и внешних связей компании METRO Cash&Carry Оксаны Токаревой, компания приняла решение о начале строительства своего второго центра, оценив динамику роста продаж уже на конец 2005 года.

METRO Cash&Carry провозглашает, что компания работает с представителями сегмента HoReCa (рестораны, гостиницы, кафе, бары), а также с так называемыми “трейдерами”: небольшими розничными магазинами, палатками, киосками, приобретающими товары для дальнейшей перепродажи. И лишь потом — с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые приобретают необходимые им товары.

Однако эксперты полагают, что в регионах стратегия продаж в большей степени ориентирована на розничную торговлю — на покупателя, который приобретает товар для личных нужд: ведь в нашем городе нет такого количества ресторанов и гостиниц, а у местной розницы сложились давние отношения с оптовыми компаниями.

Например, руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов считает, что в момент появления на нашем рынке (равно как в Москве и Самаре) METRO играл роль магазина для состоятельных покупателей: иные потребительские слои были отсечены при помощи клиентских карточек. Впервые в городе там появилось невиданное предложение: свежая (несушеная!) паста, итальянские соусы, ингредиенты для японской кухни — причем этот товар был недешев. Однако с появлением на местном рынке федеральных и транснациональных игроков — “Перекрестка”, “Карусели”, Auchan — это предложение потеряло свою уникальность. Теперь METRO в большей степени стал играть роль поставщика для сегмента HoReCa.

Но, напоминает Вадим Носов, хотя формат так называемого “Клуба оптовиков”, в который входит и METRO Cash&Carry, появился в мировом ритейле лишь в начале 80-х, теперь доля таких продаж в мировом ритейле по разным оценкам занимает от 9 до 16%, имея тенденцию к росту.

Принимая решения о выходе в регион, а уж тем более о строительстве второго ТЦ в городе, METRO Cash&Carry тщательно проанализировал темпы роста индустрии общественного питания, отношения местной розницы и оптовых компаний. “В Нижнем Новгороде очень хорошо развита такого рода инфраструктура, а местная розница выбирает в нашу пользу по ряду очень значимых причин, коренным образом отличающих нас от привычных оптовых компаний”, — говорит Оксана Токарева.

“METRO Cash&Carry хорошо его удовлетворяет, — соглашается замдиректора ООО “Рестораны Борисычевой” Анна Рязанова. — Компания готова поставлять экзотические сорта сыров, морепродуктов, фруктов и овощей — под заказ и по безналичному расчету.

Российские ритейлеры, объясняя логику взимания входных бонусов, ссылаются на METRO Cash&Carry, который, по их мнению, стал родоначальником такой практики. В самой компании считают: философия коммерческих взаимоотношений ритейлера и поставщика состоит не только в том, что поставщик поставляет свои товары, но и в том, что сетевой оператор вкладывает значительные инвестиции в контроль качества, логистику, маркетинг (продвижение товаров поставщика), сертификацию.

Эти затраты сетевого оператора прямым образом способствуют повышению продаж товаров поставщика.

Правительство Нижегородской области намерено добиваться того, чтобы товары местного производства заняли половину торговых полок местных сетей. Однако пресс-служба компании приводит такие данные: доля товаров нижегородских производителей в METRO Cash&Carry составляет в настоящий момент 11% от ассортимента. Хотя в категории товаров “ультра-фреш” (молочная продукция, яйца, охлажденные мясо, птица, рыба, свежие овощи и фрукты) их доля в разы больше и меняется в зависимости от сезона. Например, летом большое количество поставок плодоовощной продукции происходит от местных поставщиков.

Так почему нижегородский производитель не может занять половину полок METRO?

“Не все нынешние товаропроизводители способны соответствовать стандартам качества и упаковки, необходимым для поставки в наши ТЦ. Хотя у нас есть ряд успешных примеров сотрудничества с местными товаропроизводителями, которые, развиваясь вместе с нами, уже вывозят свои товары далеко за пределы своего региона, — говорит Оксана Токарева. — Это Нижегородский масложировой комбинат, который поставляет свою продукцию по всей России и во все открытые нами торговые центры. Компания ООО “Велрус-НН” осуществляет поставки в Уфу. Компания ООО “ЦДА Сомелье” — в Екатеринбург, Тюмень”.

C открытием в начале октября гипермаркета Real во второй очереди ТЦ на ул. Родионова в Нижнем заработает уже три магазина METRO AG. Однако существующая система логистики (поставка через распределительный центр, находящийся в Москве) создавалась с учетом потенциального расширения деятельности METRO в Нижегородской области. О доле рынка вкупе с гипермаркетом Real говорить еще рано, считает компания.

Выходя на нижегородский рынок, METRO Cash&Carry заявлял, что возьмет 9%, вспоминает руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области. Но этого не случилось. С открытием третьего розничного подразделения — гипермаркета Real — METRO Group приблизится к этой цели, считает Вадим Носов.

Эксперты называют норму насыщаемости: один гипермаркет на 200 тыс. человек. Можно ли обозначить рубеж, когда Нижний с населением около 1 млн 300 тыс. человек перешагнет норму?

“Рынок еще не насыщен, и предсказать степень его насыщения в части розничной торговли сложно. Для себя мы полагаем оптимальной норму: один торговый центр METRO Cash&Carry на 500 тыс. населения, — утверждает руководитель отдела правительственных и внешних связей компании METRO Cash&Carry Оксана Токарева. — Хотя исключать возможность выхода в города с меньшим количеством населения (например 350 000—400 000 человек) тоже нельзя”.

www.abm.nnov.ru
Все новости