Купить, чтобы .... продать!

20.09.2005
Раз на раз не приходится
В конце 2002 года московский предприниматель Георгий Хохлов за $70 тыс. продал одно из своих предприятий – салон игровых автоматов. На часть этих денег – $35 тыс. – он купил туристическое агентство. Сделка состоялась в феврале 2003 года. Однако Хохлов не собирался долго работать в сфере туризма. Он расширил купленный бизнес (открыл свою авиакассу, получил туроператорскую лицензию) и выставил компанию на продажу. Турфирма была продана в августе 2003 года уже за $68 тыс.
Следующим шагом стала покупка за $120 тыс. салона красоты. В конце 2003 года такие фирмы пользовались большим спросом и цены на них постоянно росли. Но весной 2004 года, когда Хохлов решил продать этот бизнес, ситуация на рынке beauty-услуг изменилась. Салонов продавалось все больше, покупателей становилось все меньше. Максимальная цена, которая была предложена Хохлову, составила $90 тыс., тогда как он хотел получить за свое заведение $150 тыс.
Но неудача не расстроила предпринимателя: салон красоты он оставил за собой, решив «подождать до лучших времен». Кроме того, в одном из спальных районов Москвы он за $250 тыс. купил убыточную кофейню. Но Хохлов был уверен, что сможет реанимировать эту компанию, а затем заработать на ее перепродаже не менее $150 тыс.
Таким образом, основной деятельностью этого предпринимателя стали спекуляции на рынке готового бизнеса. Продавая турагентство, он не предполагал, что втянется в подобные операции. В какой-то момент Хохлов просто понял, что управление этой фирмой потребует от него слишком много сил и времени. Но полученная прибыль убедила его в том, что перепродажа компаний – очень привлекательная стратегия зарабатывания денег.

Кто занимается перепродажей?
В последнее время на рынке покупки и продажи бизнеса появилось много новых игроков. Доминируют представители бизнес-брокерских компаний, которые находят и выкупают недооцененные предприятия. Другая разновидность сделок, позволяющих получить заметный денежный выигрыш, – так называемая «срочная» продажа компаний. Речь идет о случаях, когда предложение о продаже действительно только в течение определенного срока. Если за это время фирма не находит покупателя, она ликвидируется, реализуется по частям или сдается в аренду.
Как правило, к «срочной» продаже прибегают владельцы компаний, которые по каким-то причинам не могут больше заниматься предпринимательской деятельностью. Например, меняют место жительства или срочно нуждаются в свободных денежных средствах.
Понятно, что если фирму требуется срочно продать, то на нее устанавливается низкая стартовая цена. Покупатель на бизнес находится очень быстро. А затем он снова выставляет его на продажу – но уже по рыночной цене, за счет чего и получает свою прибыль.
Правда, финансовые возможности брокерских компаний ограничены: они редко выкупают больше трех-пяти предприятий в год. Причем предпочтение отдается недорогим фирмам, которые стоят меньше $100 тыс.
Кроме того, бизнес-брокеры обычно предпочитают не растрачивать свои силы на управление новым объектом. Поэтому они стремятся выкупать бизнес совместно с партнерами – крупными компаниями или частными инвесторами.
Вообще, инвестиции в непрофильный бизнес с целью его последующей продажи – обычная практика для крупного российского бизнеса. Именно с этой целью металлурги приобретают магазины, нефтяники – издательства и т. д. Но при этом даже самые солидные компании предпочитают не рисковать суммами, превышающими $1,5 млн. Наиболее типичны для них сделки, в ходе которых предприятие покупается за $450 тыс. и перепродается за $620 тыс. Правда, эти суммы зафиксированы только в ходе открытых сделок. А о масштабах закрытых операций с готовым бизнесом, доля которых доходит на рынке до 50%, можно только догадываться.
Что касается частных лиц, зарабатывающих на перепродаже бизнеса, то это, как правило, состоятельные профессиональные управленцы. Такие инвесторы отдают предпочтение убыточным предприятиям, продающимся по бросовой цене. Зато позже, при грамотном управлении, они становятся рентабельными и, естественно, дорожают. Средний частный инвестор вкладывает в такой бизнес $320 тыс. Хотя иногда совершаются и более крупные сделки. По нашим данным, самая значительная из них достигала $4,5 млн. За эту сумму в августе 2004 года был куплен завод по производству строительных материалов в Тульской области.

Стратегия спекулянтов

Инвесторы, получающие доход от перепродажи предприятий, используют четыре основные модели.

Распродажа бизнеса по частям. Речь идет не о схеме, по которой работал герой голливудской «Красотки», – российские малые и средние предприятия практически невозможно разделить на мелкие бизнес-единицы, каждая из которых обладала бы собственной ценностью. Однако существует возможность распродажи активов купленной компании. Причем продажа всего комплекса материальных и нематериальных активов происходит редко, наибольший доход приносит какой-то один из них – самый значимый. Чаще всего – земельный участок, занимаемый предприятием, особенно если он находится в черте большого города. К таким компаниям проявляют повышенный интерес девелоперы. После смены собственника они нередко переезжают за городскую черту или же вовсе прекращают свое существование. Зато на земельном участке, входившем в состав прежнего бизнеса, возводятся торговые центры и прочие объекты недвижимости, пользующиеся повышенным спросом.

Значительно реже перепродаются нематериальные активы бизнеса – торговые марки, рецептура тех или иных видов продукции, ноу-хау.
Восстановление и продажа бизнеса. Сегодня на продажу выставляется немало производственных компаний, которые приостановили свою деятельность или находятся в стадии банкротства. Новый владелец такого предприятия может внедрить на нем новые технологии, найти новых клиентов и благодаря этому сделать бизнес более доходным.
В последнее время наиболее популярны у инвесторов заводы по производству стройматериалов. Это связано с тем, что объемы строительства в России растут, а во всех регионах масса предприятий-банкротов такого типа.
Главный критерий эффективности инвестиций в покупку предприятия-банкрота – срок их окупаемости. Он должен быть не более двух лет. Если же расчеты показывают, что на возвращение вложенного капитала понадобится больше времени, то сделка не совершается.
Важно позаботиться и о легитимности покупки. Если завод приобретается за цену, которая гораздо ниже балансовой стоимости его активов, вполне вероятен конфликт с властями. Поэтому, прежде чем ударить по рукам, инвестору следует позаботиться о получении официального оценочного заключения. Оно позволит заплатить за компанию реальную цену и убедит представителей государства в том, что сделка совершается честно.
Покупка и перепродажа действующих предприятий. Сегодня эта спекулятивная модель – самая распространенная на рынке готового бизнеса. Чаще всего при перепродаже небольших компаний инвесторы зарабатывают на сезонных колебаниях цен. Например, аптеки стоят дороже зимой, когда у населения увеличивается потребность в лекарствах, и дешевле летом, когда продажи этих фирм падают. А с турагентствами все наоборот: в сезон летних отпусков спрос на них повышается, а зимой понижается. Поэтому турфирму, купленную зимой, летом можно продать на 30-50% дороже.
Еще выгоднее покупать интенсивно растущие компании: их стоимость будет увеличиваться даже при незначительных вложениях. Но для оценки перспектив таких предприятий недостаточно ориентироваться на показатели отдельно взятой компании. Нужно учитывать и темпы развития отрасли, в которой она работает, и динамику развития смежных отраслей экономики. Оптимальный вариант, это когда рост отмечается по всем трем направлениям (бизнес самой компании, профильная отрасль и смежная отрасль).
Планируя покупку бизнеса с целью перепродажи, важно проанализировать, обладает ли он всеми характеристиками, важными для потенциального покупателя. Чтобы сделка купли-перепродажи была прибыльной, необходимо изначально оценить состояние всех активов бизнеса и дать прогноз – как они изменятся к моменту продажи.
Покупка нескольких действующих предприятий, их интеграция и продажа. По нашим данным, в России пока нет предпринимателей, целенаправленно скупающих отдельные фирмы и объединяющих их для дальнейшей перепродажи в сети или вертикально интегрированные компании. Это очень дорогой и трудоемкий путь: необходимо иметь значительные финансовые ресурсы – от $500 тыс.– и быть готовым как минимум в течение года нести затраты по совершенствованию управления такой структурой. Тем не менее, подобная стратегия зарабатывания денег на перепродаже бизнеса очень перспективна, потому что сетевой и интегрированный бизнес отличает высокая устойчивость и ликвидность.

Опробовано на практике
Дмитрий Степанов, владелец семи ресторанов:

– Одно из направлений моей деятельности – покупка «убитых» ресторанов для их последующей перепродажи. Дело в том, что у меня хорошо получается восстановление такого рода бизнеса и превращение его в инвестиционно привлекательный.
При покупке ресторана я руководствуюсь рядом принципов. Помещение должно быть в долгосрочной аренде, потому что покупать недвижимость слишком дорого. В ресторане не должно быть дорогой мебели и прочих стильных аксессуаров. Я работаю с «демократичными» ресторанами и не испытываю желания платить десятки тысяч долларов за дизайнерскую мебель. Заведение должно быть расположено там, где есть хороший автотранспортный и пешеходный трафик, желательно – в новом, строящемся районе. В старом, где большая часть жителей – пенсионеры, перспективы у заведения не будет. Кроме этого, ресторан должен стоить не дороже $150 тыс. Более крупными суммами я рисковать не готов.

Александр Петрусевич, частный инвестор:

– У меня есть опыт работы в корпорациях, проводящих агрессивную политику в сфере слияний и поглощений, и хорошие связи с их руководителями. Поэтому я могу достаточно точно предсказать, у каких крупных компаний в ближайшее время появится желание обзавестись бизнесом определенного профиля. С учетом этого я приобретаю подходящее предприятие, а потом постепенно адаптирую его к потребностям будущего покупателя.
Конечно, продать холдингу совершенно не нужный ему объект очень непросто. Но получить приличную сумму за «нужный» бизнес или успешно продать холдингу «не очень нужную» компанию вполне возможно.



Материал предоставлен журналом "Свой бизнес"
Все новости