Парад пустых щитов

05.02.2009 Ведомости05.02.2009, №20 (2290)
Рынок наружной рекламы Нижнего Новгорода в 2008 г. вырос на 26,5% (в 2007 г. — на 34,9%), Самары — на 6,1% (в 2007 г. — на 21%), подсчитала исследовательская компания «Эспар аналитик».

Темпы роста рынка начали замедляться весной 2008 г. из-за перегретости после быстрого роста в предыдущие годы, констатирует ведущий специалист «Эспар аналитик» Сергей Шумовский. Так, в 2006 г. российский рынок подрос на 29%, в 2007 г. — на 22,5%, в 2008 г. — лишь на 13,5%.

В декабре на рынок отрицательно повлиял и финансовый кризис: многие рекламные агентства «ушли в ноль или даже в отрицательную динамику», говорит Шумовский. Так, объем рынка наружной рекламы Нижнего в декабре 2008 г. составил $2,1 млн (-8,9% к ноябрю), Самары — $2,3 млн (-6,8%).

Ведущий нижегородский игрок рынка наружной рекламы «News Outdoor Нижний Новгород» в 2008 г. увеличил выручку на 27%, сообщила гендиректор «News Outdoor — НН» Татьяна Архипова, не назвав абсолютных цифр. Агентство выполнило план 2008 г., несмотря на кризис, утверждает она, а пустые щиты в январе — обычный сезонный спад. По оценке «Эспар аналитик», «News Outdoor — НН» вместе с входящими в компанию пятью нижегородскими рекламными агентствами владеет 2481 рекламной поверхностью в Нижнем Новгороде из 3549.

Январь всегда был провальным месяцем, говорит директор самарского РА «Абсолют» Михаил Расторгин, а сейчас к тому же из-за финансовой нестабильности планирование рекламных бюджетов компании перенесли на февраль (обычно планируют в октябре). Самарский рынок наружной рекламы, по мнению Расторгина, упал в январе на 30-40% (на конец 2008 г., по данным News Outdoor, реклама в городе размещалась на 5354 щитах). Сейчас, говорит Архипова из «News Outdoor — НН», количество заключенных контрактов на год на 15-20% ниже, чем было в прошлом году. Самарский «Абсолют», по словам Расторгина, рассчитывает выйти на уровень прошлого года в марте.

Директор филиала Gallery в Самаре (294 щита) Дмитрий Максимов говорит, что прошлый год компания закончила успешно (цифр не называет), а помогло этому «заблаговременное планирование». Расторгин из «Абсолюта» добавляет, что благодаря годовым контрактам в сентябре — ноябре 2008 г. уровень продаж наружной рекламы практически не изменялся, падение началось в декабре, когда компании стали сокращать расходы на имиджевую рекламу (на нее приходится 70% наружки).

Нижегородская производственно-рекламная фирма «Росреклама» (100 рекламных мест в Нижнем) в 2008 г. приблизилась к своему плану (+20%), увеличив выручку на 18,5% по сравнению с 2007 г., сказала директор фирмы Ольга Арабаджи, не назвав цифр. Рост замедлился в ноябре 2008 г., когда компании начали расторгать договоры. Сейчас пустует примерно половина поверхностей, признает Арабаджи.

По данным агентства «Ректайм» (входит в «News Outdoor — НН»), аренда одной стороны рекламного щита 3 × 6 в Нижнем стоит 20 000-55 000 руб. в месяц. Аренда рекламной поверхности «Росрекламы» — 17 000-36 000 руб. в месяц с учетом введенных в 2009 г. максимальных 20%-ных скидок, рассказала Арабаджи. Аренда щитов в Самаре стоит в среднем 15 000 руб. в месяц (данные «Абсолюта»). По словам директора самарского РА «Лето» Виталия Безвесильного, в феврале щиты предлагали по 7000 руб.

Рекламодатели сейчас стараются экономить на рекламе. Рекламный бюджет птицефабрики «Сеймовская» (0,5 млн евро) в 2008 г. был сравним с бюджетом 2007 г., в этом году его урежут минимум вдвое, говорит гендиректор «Сеймовской» Артур Холдоенко. Компания может вообще отказаться от наружки из-за дороговизны и малоэффективности, добавляет он. Не исключает отказа от наружной рекламы и генеральный директор Дзержинского мясокомбината Алексей Костюнин: на три последних месяца рекламный бюджет урезан вдвое (в 2008 г. — около 2 млн руб. в месяц, из них около 15% — на наружку).

А самарский банк «Солидарность» от наружной рекламы не откажется, говорит пресс-секретарь банка Алексей Сорокин: есть выгодные предложения на рынке, добавил он. «Балтика-Самара» возобновит размещение на щитах ближе к лету — пиво не зимний товар, сказали в пресс-службе компании.

В 2009 г. объем нижегородского рынка наружки упадет до $16 млн из-за роста курса доллара, считает директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев. Аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков полагает, что рынок в Самаре уменьшится с $27,8 млн в 2008 г. до $25 млн

Екатерина Чичурина
Елена Мангилева
Ведомости

05.02.2009, №20 (2290)
Все новости