Турки отступают

24.04.2009 "Коммерсантъ"№ 74(4129) от 24.04.2009
Турецкая сеть «Рамстор» покидает нижегородский рынок: управляющая магазинами сети корпорация Enka досрочно расторгла договор аренды с торговым центром «Шоколад». Эти меры аналитики объясняют отказом владельцев сети от развития продуктового ритейла в России в целом. Наиболее вероятными претендентами на освобождающиеся торговые площади эксперты называют X5 Retail Group, Spar Moscow Holding и немецкую Rewe Group.

В управляющей компании «Торговый квартал» торгцентра «Шоколад» сообщили, что договор аренды с «Рамстором», заключенный до 2011 года, расторгается с 18 мая 2009 года. Как пояснили в «Торговом квартале», супермаркет «Рамстор» являлся якорным арендатором торгового центра с 2003 года. Общая занимаемая ритейлером площадь — 4,368 тыс. кв. м, торговая — 2 676 кв. м. «Принятое решение было согласовано сторонами в рамках заключенного договора, предусматривающего досрочное расторжение. Все финансовые обязательства с обеих сторон выполнены в полной мере», — пояснил официальный представитель УК «Торговый квартал» Алексей Черкашин. В нижегородском супермаркете «Рамстор» „Ъ“ подтвердили, что распродают товар и прекращают работу в ближайшее время. В российском представительстве турецкой корпорации Enka (владеет и управляет сетью «Рамстор» — „Ъ“) вчера не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Турецкая корпорация Enka основан в 1957 году. Строит промышленные, инфраструктурные и гражданские объекты в Турции, Европе, Северной Африке и странах СНГ. Торговый бизнес представлен в России компанией Enka TC (ООО «Энка ТЦ»), которая владеет и управляет торговыми центрами общей площадью 435 кв. м и 45 магазинами «Рамстор» в Москве и регионах общей площадью 146 тыс. кв. м. По итогам 2008 года, чистая прибыль холдинга составила порядка 662,4 млн. дол. общий долг — около 4,2 млрд. дол. Выручка ООО «Энка ТЦ», по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2007 году превысила 17,8 млрд руб., чистая прибыль составила почти 322 млн руб.

О том, что группа Enka не планирует развивать продуктовый ритейл в России, стало известно еще в 2007 году. Тогда Enka стала владельцем российской сети магазинов «Рамстор», выкупив 50% акций торгового оператора у своего партнера — турецкого Koc Holding — за 542,5 млн. дол. Сразу после сделки Enka заявила о намерениях продать продуктовую сеть. Покупатель нашелся только на гипермаркеты: примерно за 182 млн евро 14 объектов выкупила французская группа Auchan. Оставшиеся 30 супермаркетов и десять торговых центров «Рамстор» в сделку не вошли. В ноябре 2008 года стало известно, что нанятый Enka Bank Societe General Vostok предложил девяти российским и западным ритейлерам купить бизнес и недвижимость 18 московских супермаркетов «Рамстор», стоимость которых на тот момент оценивалась аналитиками максимум в 100–110 млн. дол. Региональная сеть «Рамстор» на конец 2008 года насчитывала не более десяти объектов, но продавать их Enka не планировала — эти магазины должны были закрываться по мере истечения договоров аренды.

«Топ-менеджмент Enka изначально не скрывал, что дальнейшее развитие розничного бизнеса для девелопера большого интереса не представляет, так что инвестировать в него они и не собирались», — объясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская считает, что причиной досрочного расторжения договора аренды стал недостаток оборотных средств турецкого холдинга. Глава нижегородской консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев указывает, что выручка продуктовых ритейлеров за последние месяцы сократилась на 20–30% в основном из-за снижения спроса на товары премиум-класса и сопутствующие непродовольственные товары, что, вероятно, сказалось и на рентабельности «Рамстора».

Наиболее вероятными претендентами на освобождающиеся площади в «Шоколаде» эксперты называют X5 Retail Group («Перекресток»), Spar Moscow Holding, французскую Carrefour и немецкую Rewe Group (сеть Billa). «По формату эти площади им подходят», — говорит Максим Клягин. «Все эти ритейлеры сейчас намерены активно развиваться в России, поэтому площади бывшего «Рамстора» не застоятся», — заключает Татьяна Бобровская. По оценкам аналитиков, в открытие нового супермаркета ритейлерам придется вложить в среднем 1–1,5 млн. дол. Сами претенденты комментировать ход переговоров вчера отказались. По данным управляющей компании «Торговый квартал», новый арендатор должен занять площади до 1 июля 2009 года.

Елизавета Зубакина, Елена Евсеева
Все новости