Книжный развал

02.09.2009 "Биржа"№ 32 от 1 сентября 2009 года
Цена вопроса

Оборот книжного рынка в Нижнем Новгороде в этом году должен составить 40—50 млн долларов, прогнозирует директор консалтинговой фирмы “Магазин готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. Таким образом, после некоторого снижения он окажется на уровне начала 2008 года.

“Мы кризис практически не заметили, — рассказала “Бирже” старший менеджер сети книжных магазинов “Дирижабль” Любовь Емелина. — Лето в принципе не сезон для книг, но по сравнению с прошлым годом мы остались примерно на том же уровне. В среднем покупают по 2—3 книги за один раз, то есть средний чек — 400 с лишним рублей. Но есть клиенты, которые покупают книги сразу на 40—50 тыс., их кризис точно не коснулся”.

“Количество продаж за год, по моим наблюдениям, почти не уменьшилось, — отмечает и директор издательства “Нижегородская летопись” Александр Рябов. — Правда, люди предпочитают покупать более дешевые книги”. Как и в любом другом рынке (авто, украшений, одежды, продуктов питания), в книжном наиболее пострадал сегмент люкс, подтверждает Юрий Кузьмичев. “Скорее всего, издательствам нужно ориентироваться на мягкий переплет, более скромную полиграфию, то есть на товар массового спроса. Любая книга сначала выходит в дорогом издании, потом в мягком переплете — сначала “сливки”, потом массовый читатель. Имеет смысл сразу переходить на дешевый вариант”, — считает эксперт.

Этим путем пошло издательство “Эксмо”. Как рассказал гендиректор филиала ТД “Эксмо” в Нижнем Новгороде Сергей Телепаев, издательство провело активную работу с ассортиментом, чтобы не потерять своих клиентов в кризис. Были выпущены многие новинки и переизданы бестселлеры “Эксмо” в доступных мягких обложках, и специфическая литература по теме “Кризис” (книги по психологии и профессиональные издания для бизнеса). Кроме того, активно используется один из инструментов работы издательства на рынке — проведение акций для покупателей в книжных магазинах.

Самиздат

По оценкам гендиректора ОАО “Нижполиграф” Михаила Никитина, книжный рынок просел процентов на 30. Но количество клиентов у типографии почти не снизилось. В текущем году у “Нижполиграфа” доля книжной продукции уменьшилась примерно на 5%. Большинство издательств, как наших, так и федеральных, постепенно снижают тиражи выпускаемых книг при расширении ассортимента продукции. Эту тенденцию Михаил Никитин называет общемировой и связывает ее не столько с финансовым кризисом, сколько с развитием интернета, на просторах которого можно найти практически любую книжную новинку в электронном виде.

Самый выгодный сейчас для издательств вид работы — это частный заказ, в один голос говорят Александр Рябов и директор издательства “Литера” Николай Николаев. Весь тираж забирают сразу после издания книги. Не надо мучиться с распространением и ожиданием оплаты. Так, издательство “Литера” получает заказы на корпоративные книги от правительства Нижегородской области и предприятий региона. “В то же время оптовые фирмы стали очень осторожно брать книги, — заметил главный редактор издательства “Деком” Яков Гройсман, — берут маленькими партиями. Количество клиентов осталось прежним, но объемы работы сократились”.

Торговля словом

Стабильно живет не только рынок электронных версий, но и сектор торговли “настоящими” книгами через интернет. “Кризис нас не коснулся, — рассказал директор нижегородского книжного интернет-магазина “Знание” Михаил Данилов. — Покупателей меньше не стало, потому что мы продаем книги намного дешевле, чем в торговых точках, которым приходится платить за аренду площадей. Кроме того, у нас меньше штат сотрудников, меньше торговая наценка на товары. Мы более мобильны и работаем на заказ”.

Стоимость аренды площадей напрямую связана с ценником книги на полке магазина. “У нас магазины находятся в собственности, поэтому наценки на книги очень небольшие, — говорит Любовь Емелина. — Магазины в Нижнем Новгороде стараются друг на друга равняться в плане цен, но многие зависят от аренды, даже долгосрочной, как Дом книги”. “Цены на книги понемногу повышаются постоянно, — констатирует Александр Рябов. — Раньше авторы брали мизерные гонорары за тексты, теперь требуют несколько больше. Кроме того, есть нехорошая тенденция — высокие товарные наценки магазинов. Иногда они дают до 100% наценку на книгу”.

Но издания в Нижнем Новгороде стоят дешевле, чем в Москве или Санкт-Петербурге, несмотря на то, что у нас работают столичные игроки. Например, нижегородский рынок в интернете представлен только “Знанием”. Все остальные участники — филиалы московских сетей.

“У федеральных участников были завышенные ожидания от рынка, — считает Юрий Кузьмичев. — Например, сеть “Буква” проводила экспансию, вкладывала в нее серьезные деньги. Но поняла, что инвестиции не окупятся в большинстве городов, в том числе Нижнем Новгороде. Бурного роста рынка сейчас нет. Сеть стала убыточной. У местных игроков меньше амбиций, они более скромно подходят к открытию новых магазинов. Общая тенденция — стагнация книжного рынка”.

В этих условиях легче выживают торговые сети — их издержки “размазываются” между магазинами. У них лучше закупочные условия и рекламные акции. Не брезгуют они и демпингом: чтобы выжить конкурентов, в начале работы сильно снижают цены, а потом на волне успеха снова их повышают, рассказал Александр Рябов. Кроме того, для любого книжного магазина очень важно расположение, но у сетевиков есть запас прочности: если часть магазинов работает в убыток, то их можно перевести на другую площадку, продолжая жить за счет других.

“Появление новых магазинов не свидетельствует о росте рынка, — говорит директор “Банка готового бизнеса” Владимир Васильковский. — Это объясняется тем, что вновь приходящие игроки занимают места уходящих. Книготорговля сейчас — не очень доходный бизнес: из-за конкуренции с электронными версиями востребованность бумажных снижается. Поэтому магазины открываются в местах с низкой арендной платой, где нет хорошего покупательского траффика. Это могут быть муниципальные площади, верхние этажи торговых центров, подвальные помещения либо места, уже раскрученные другими книжными магазинами”.

Объединим брэнды

Конкурентная борьба на рынке заставляет книготорговцев осваивать новые формы работы с потребителями. Некоторые, как “Дирижабль”, соединяют общепит с “общечитом”, другие пристраивают к магазину отделы букинистической литературы. Соединение книжных магазинов с кафе — общеевропейская тенденция.

Букинистика — смежный для книжного бизнеса формат, но он не формирует рынок. Есть определенные издержки на содержание книжного магазина: аренда, персонал, налоги, реклама. Они практически не отличаются для новой литературы и подержанной, но во втором случае плохо оку­па­ются. Букинистичес­кий ма­га­зин — это, скорее, формат для учебной литературы, полагают специалисты. Одна и та же книга может иметь нескольких владельцев без потери актуальности. Не исключено, что эта идея окажется выигрышной в кризисе, предполагает Юрий Кузьмичев.

Эта версия подтверждается словами Михаила Данилова, которому в августе из-за обращений граждан пришлось открыть на сайте новое направление — букинистику. На волне кризиса люди стараются выручить деньги от продажи книг, которые им больше не нужны. Однако перспективы у этого направления есть только в том случае, если спрос не будет уступать предложению.

Все новости