Замороженные продукты

03.03.2010 "Коммерсантъ"Приложение(Н.Новгород) № 33 (4331) от 26.02.2010
В 2009 году розничные сети столкнулись с серьезным снижением активности покупателей и как следствие — падением прибыли. Аналитики утверждают, что продуктовый ритейл до сих пор находится в стагнации: по итогам 2009 года объем нижегородского рынка составил около 8 млрд. дол. — почти столько же, сколько и в 2008 году.

Причины застоя

По данным нижегородской консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса», объем нижегородского рынка продуктового ритейла в 2009 году составил 8 млрд. дол., в 2008-м этот показатель был равен 10 млрд. дол. «Учитывая курсовую разницу, видно, что в рублях сумма осталась неизменной — около 240 млрд руб. Аналогичная ситуация и с показателями по всему российскому рынку продуктового ритейла — они остались на уровне 2008 года и равны 250 млрд. дол.», — поясняет глава «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев. Стагнацию на рынке торговли продуктами питания отраслевые эксперты объясняют рядом факторов. По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, основное давление на розницу оказывало падение уровня платежеспособного спроса. Причиной тому стала безработица, уровень которой остается весьма высоким: по состоянию на декабрь 2009 года, по данным Росстата, этот показатель по всей стране составлял 6,1 млн человек, или 8,1% экономически активного населения. В Нижнем Новгороде, по информации городского комитета по труду и работе с населением, в январе насчитывалось почти 15,37 тыс. безработных. «Следующими негативными факторами, влияющими на ситуацию в продуктовом ритейле, можно назвать снижение реальной заработной платы, сохранение высокого уровня потребительской инфляции — 8,4% с начала 2009 года, а также сокращение объемов выдачи потребительских кредитов», — добавляет господин Клягин.

На фоне кризиса изменилась и структура спроса. В 2009 году покупатели отдавали предпочтение более дешевым товарам: «На молоко, хлеб и продукты первой необходимости зачастую вообще не делают никаких наценок, чтобы привлечь покупателя, зато, к примеру, на сырокопченой колбасе и алкоголе всегда можно было хорошо заработать. В прошлом году нижегородские сетевики заметили тенденцию сокращения суммы среднего чека», — говорит Юрий Кузьмичев. В связи с этим ритейлерам пришлось серьезно пересмотреть свою маркетинговую политику. Масштабы всевозможных скидок и распродаж, по наблюдениям экспертов, были куда более существенными, нежели в предыдущие годы. «Это не могло не оказать давления на показатели рентабельности торговых компаний, однако позволило им сохранить потребительский трафик и объем продаж на приемлемом уровне. Даже с учетом некоторого снижения собственной маржи в результате существенного дисконта они получали необходимые средства для финансирования оборотного капитала и сохраняли лояльность потребителей», — считает Максим Клягин.

Помимо прочего, в числе заметных неблагоприятных изменений в отрасли розничной торговли продуктами, тормозящей ее развитие, эксперты называют рост стоимости обслуживания долга, высокие кредитные ставки и почти полную невозможность получения заемных средств. «Если раньше банки охотно давали деньги под продуктовый бизнес, то в 2009-м с кредитами у сетевиков были проблемы», — подтверждает Юрий Кузьмичев.

Факторы роста

Многие продуктовые ритейлеры в прошлом году смогли не только устоять на ногах, но и нарастить собственную долю присутствия в Нижегородской области. Несмотря на кризис, эксперты отмечают высокий уровень конкуренции на нижегородском рынке продуктовой розницы. Так, по данным аналитиков INFOLine, на 100 тыс. нижегородцев приходится около двух супермаркетов (для сравнения: на 100 тыс. москвичей — 3,76 супермаркетов). Всего в регионе более 300 сетевых магазинов. По данным «Магазина готового бизнеса», по итогам 2009 года доли на региональном рынке продуктовой розницы распределились следующим образом: «Магнит» и X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») контролируют по 23–25% рынка, сеть Spar — 10%, по 3–5% у Auchan и «Ленты», совокупная доля «Калинки» и «Народного» — около 6%. На рынки, магазины у дома, мини-маркеты и пр. приходится около 10–15%.

Компании-лидеры подтверждают, что ушедший год, хотя и был нелегким, но позволил им увеличить свою долю на нижегородском рынке. Так, в 2009 году Spar Middle Volga (управляет сетью Spar) открыла 28 новых супермаркетов, вложив в них почти 400 млн руб. Сейчас сеть насчитывает 100 точек. «Также в 2009 году мы вышли на территорию Чувашской Республики, открыли первый Eurospar в Чебоксарах», — говорит исполнительный директор Spar Middle Volga Анатолий Подлесов. Компания X5 Retail Group также не сократила свою программу развития в Нижегородской области — в 2009 году в регионе появилось 11 новых «Пятерочек» и «Перекресток». По оценкам экспертов, общий объем инвестиций составил около 200 млн руб. Сеть в области насчитывает 15 супермаркетов «Перекресток», 42 «Пятерочки» и 5 гипермаркетов.

Аналитики и сами участники рынка поясняют, что кризис дал ритейлерам новые возможности для развития. В первую очередь это огромный выбор помещений с гибкой системой скидок по аренде. «Владельцы торговых центров предлагали и предлагают хорошие бонусы — ставки аренды в российских регионах упали минимум на 15%», — говорит аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. «Главное — суметь правильно распределить денежные потоки и пересмотреть свою ассортиментную матрицу. И тогда можно развиваться, поскольку по сравнению с 2008 годом арендные ставки сократились примерно на треть. К тому же существенно снизились затраты на ремонт магазинов», — объясняет директор Волго-Вятского филиала X5 Retail Group Дмитрий Груданов.

Время новостей

Не обошлось в нижегородском ритейле и без знаковых событий. Весной стало известно об уходе из региона турецкой сети «Рамстор». В апреле 2009 года управляющая компания «Торговый квартал» торгцентра «Шоколад» объявила о том, что договор аренды с «Рамстором», заключенный до 2011 года, расторгается досрочно, а в освободившееся помещение общей площадью 4,37 тыс. кв. м въедет новый арендатор. Уход турецкого ритейлера с нижегородского рынка эксперты объясняли отказом владельцев сети (корпорация Enka, специализируется на строительстве) от развития продуктовой розницы в России в целом. «Топ-менеджмент Enka изначально не скрывал, что дальнейшее развитие розничного бизнеса для девелопера большого интереса не представляет, так что инвестировать в него они и не собирались», — объясняет Максим Клягин.

Особенно резонансной была новость о том, что владелец нижегородского торгового дома «Медведь» Андрей Горбатов и бывшие топ-менеджеры группы «Альянс», управлявшей магазинами «Эконта», занялись развитием новой продуктовой сети. Соинвесторы объявили, что планируют открыть около 60 разноформатных магазинов под брэндом Seven. В новую продуктовую сеть среднеценового сегмента вошли магазины «Медведь»: 17 этих торговых точек площадью от 500 кв. м до 1 тыс. кв. м были переведены в управление ООО «Альт НН», зарегистрированного в феврале 2009 года для развития проекта Seven (49% долей владеет господин Горбатов, 51% — его партнеры). В целом до 2012 года сеть Seven планируется довести до 60 магазинов, общий ежемесячный оборот которых должен составить 500 млн руб. Размер инвестиций в проект владельцы новой сети раскрывать отказались. По подсчетам аналитиков, они вложат в проект 30 млн. дол. из расчета 500–700 дол. в 1 кв. м площади.

К числу знаковых для нижегородской продуктовой розницы событий эксперты относят и открытие группой «Нижегородец», специализирующейся на продаже автомобилей, сельскохозяйственного рынка. Рынок общей площадью 4,9 га включает два крытых павильона для торговли продуктами и промтоварами, а также палатки для уличной торговли, парковки, склады и пр. Инвестиции в проект в «Нижегородце» не раскрывают, отмечая лишь, что при стоимости аренды 1 кв. м крытого павильона около 2,5 тыс. руб., открытых площадей — 300 руб. вложения окупятся через пять лет. По оценкам Максима Клягина, затраты на реализацию подобных проектов составляют около 50 млн. дол. (из расчета 1 тыс. дол. за 1 кв. м). Изначально на этом участке предполагалось строительство автосалонов Landrover, Jaguar и Nissan, центр trade-in, а также сервиса, автомойки и пр. Однако из-за кризиса от этих планов пришлось отказаться. «Продажи автомобилей упали на 80%. Рынок в текущей экономической ситуации будет приносить более гарантированный доход», — объяснял глава «Нижегородца» Александр Гойхман. По наблюдениям отраслевых аналитиков, в прошлом году подобная реконцепция ряда проектов прошла еще в нескольких регионах России, в частности в Самаре: рентабельность по EBITDA у рынка может достигать 20%, а у автодилеров аналогичный показатель и в докризисные времена в среднем находился на уровне 6%.

Эти события обозначили основные тенденции на нижегородском рынке, которые, как констатируют его участники, будут характерны и в ближайший год: усиление конкуренции торговых сетей, особенно в низком и среднем ценовом сегменте, и увеличение доли продуктовых рынков в общем объеме розницы.

Индикатор восстановления

Делать конкретные прогнозы на 2010 год аналитики не берутся. По версии УК «Финам Менеджмент», положительные изменения в динамике объемов рынка продуктового ритейла могут появиться ближе ко второму полугодию. «Проблема низкого спроса будет решена по мере общего улучшения ситуации в экономике, стабилизации уровня жизни и возвращения доступного кредитования, а также с уверенностью потребителей в будущих доходах, что будет стимулировать снижение объемов сбережения и, следовательно, увеличит потребление», — рассуждает Максим Клягин. При этом эксперт указывает, что именно розничная торговля станет своеобразным индикатором преодоления основных негативных последствий кризиса. По мнению аналитика, этот рынок начнет восстанавливаться одним из первых, но предполагаемый рост в этом году может составить не более 5%. Подсчеты Юрия Кузьмичева чуть более оптимистичны — по его оценкам, объем рынка нижегородской продуктовой розницы по итогам 2010 года может вырасти на 7%.

Елизавета Зубакина
Все новости