Мало гостиниц

22.11.2011 Ведомости — Нижний Новгород23.11.2011, 221 (2987)
Окончательный список российских городов, где пройдут матчи ЧМ-2018, определят в октябре 2012 г. Нижний Новгород попадет в число городов — организаторов турнира, если в городе будет не меньше 7760 гостиничных номеров, говорит сотрудник заявочного комитета «Россия 2018». Сейчас в Нижнем общий дефицит гостиничных мест — около 2000 номеров, признает замгубернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский. В Нижнем для ликвидации дефицита гостиничных мест необходимо построить еще минимум три гостиницы уровня «5 звезд» на 463 номера, а также около 20 гостиниц класса «2, 3, 4 звезды», говорит он. По словам Сватковского, уже одобренные инвестсоветом при губернаторе области проекты по строительству гостиниц позволят на 80% обеспечить город необходимым номерным фондом. Заключено 44 соглашения по действующим и строящимся объектам в Нижегородской области об использовании инфраструктуры и номерного фонда отелей во время проведения группового матча ЧМ-2018, отмечает чиновник. «Сейчас мы больше работаем в практической плоскости, а не в плоскости поисков инвесторов. Надо заниматься конкретными проектами: оформлением разрешения на строительство, согласованием архитектурных и фасадных решений, помощью инвесторам в быстром административном согласовании пакета документов», — говорит Сватковский.

В феврале в Нижнем Новгороде открылся первый отель крупной международной сети — трехзвездочный Ibis на 270 мест (инвестиции — около 700 млн руб.). В ноябре компания «Приволжье свой дом» объявила об инвестициях в 237 млн руб. в строительство четырехзвездочной гостиницы на 150 мест в Нижнем Новгороде. В начале ноября компания получила земельный участок площадью 3,6 га на ул. Родионова через инвестсовет при губернаторе области, сообщила министр инвестиционной политики Нижегородской области Наталья Казачкова. Из заявленных инвестиций 58% — заемные, 42% — собственные средства компании, рассказала Казачкова. Сейчас компания проектирует объект, она планирует начать строительство в I квартале 2012 г. и построить гостиницу за два года. По оценкам аналитика «Финам менеджмента» Максима Клягина, при условии загрузки отеля на уровне 60-70% он окупится за 7-8 лет.

«Построив бизнес-отель “4 звезды”, гораздо проще сделать в тарифах шаг назад до “3 звезд”, — рассуждает генеральный управляющий гостиницы “Дивеевская слобода” Наталья Первушина. — В низкий сезон, в период спада деловой активности, отель может заключить договоры с туроператорами и разместить у себя туристов, предоставив им существенные скидки. Отель “5 звезд” никаких массовых акций со скидками позволить себе не может».

«Инвесторов привлекает сам Нижний Новгород, а ЧМ-2018 будет бонусом. Нехватка отелей международного уровня в городе ощутима, а он является пятым городом по населению в России и крупным промышленным центром», — комментирует консультант HVS Global Hospitality Services Алексей Коробкин. По его прогнозам, в ближайшие годы в Нижнем появятся четыре отеля крупных международных сетей (см. таблицу).

Но директор «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев отмечает, что Нижний Новгород не является туристическим центром, не включен в основные туристические маршруты, поэтому мало привлекателен для туристов. По его мнению, есть риск, что после пары недель чемпионата мира гостиницы окажутся полупустыми, и это мешает строительству новых отелей.


Основной поток приезжающих в город — административные работники, бизнесмены, менеджеры разного уровня, приезжающие в Нижний с деловыми целями, — на эти категории приходится до 85% всех гостей отеля, констатирует коммерческий директор гостиницы «Волна» («4 звезды», 198 номеров) Светлана Шестернина.

Однако эксперты констатируют рост рынка гостиничных услуг в Нижегородской области: за первое полугодие текущего года он достиг около 600 млн руб., знает управляющий активами БКС Николай Солабуто. По его словам, за год нижегородский рынок прибавил около 10%, что является хорошим показателем роста, хотя по темпам развития область уже во второй десятке. По оценкам Солабуто, в Нижнем Новгороде средняя годовая выручка отелей «3-4 звезды» с наполняемостью в диапазоне 50-70% — около 10 млн руб., или примерно 0,8 млн руб. в месяц. По области меньше: 6-7 млн и 0,5-0,7 млн руб. соответственно, добавляет эксперт.

Сергей Дружинин
Все новости