Metro Cash&Carry учит магазины вести бизнес

27.05.2012 Биржа Нижегородских предпринимателей№_17 от 22 мая 2012 года
Международная компания Metro Cash&Carry подвела итоги работы «Школы торговли» в Нижнем Новгороде за четыре месяца 2012 года. Правильному ведению бизнеса научились 39 владельцев мелкоформатных магазинов. Эксперты говорят, что необходимость в таких консультациях давно назрела, но сетуют, что предприниматели не всегда желают учиться.
Развивать направление работы с мелкорозничными предпринимателями в России Metro начала в 2009 году, в Нижнем Новгороде – с 2010 года. Как пояснил региональный менеджер проекта «Школа торговли» Сергей Зеленков, проект ориентирован на профессиональных клиентов Metro — магазины формата «у дома» — и позволяет увеличить их конкурентоспособность.

Эксперты компании проводят анализ состава потребителей каждого конкретного магазина, анализ работы его конкурентов, разрабатывают решения по изменению ассортимента товаров, выкладки, оформлению торгового зала и замене оборудования, обучают основам коммуникаций с покупателем. Это позволяет скорректировать работу торговой точки в направлении эффективного пути развития и, как следствие, приводит к увеличению товарооборота и среднего чека. Также снижаются затраты на обслуживание магазина, увеличивается число покупателей.

По словам Зеленкова, в Нижнем Новгороде участниками этой программы в 2011 году стали 76 клиентов, за четыре месяца этого года — еще 39 клиентов. Последние увеличили свой товарооборот до 30%, средний чек – также до 30%. Выгода Metro в данном случае – увеличение товарооборота модернизированного магазина, в том числе и за счет закупки товаров в торговых центрах Metro.

По словам эксперта ИФК «Солид» Эльвиры Малаховой, тот факт, что за прошлой год Metro провела работу с 76 клиентами, а за 4 месяца этого года к ней обратилось уже 39, говорит о том, что проект смог привлечь внимание порядка половины целевой аудитории. По ее оценке, в целом динамика по количеству заинтересованности от прошлогодних показателей в этом году отступить не должна. Эксперт отмечает, что Metro, помогая мелким магазинам, изучает особенности торгового рынка России: ведь специалисты анализируют состав потребителей каждого конкретного магазина, работу его конкурентов. Таким образом, Metro изучает и своего потенциального покупателя. По мнению Малаховой, это может служить сигналом о том, что Metro в скором времени станет проводить политику большей доступности для массового покупателя.

Председатель Нижегородской ассоциации защиты интересов малого бизнеса Ирина Борисова отмечает, что на программу Metro «Школа торговли» у нижегородских предпринимателей есть спрос, однако предпринимателям в силу своей большой занятости не всегда удается выделить на это время. «Специалисты Metro выезжают на место, консультируют, определяют «болевые» точки. Это реальная помощь предпринимателям», — констатирует Борисова, которая сама собирается обратиться в Metro для включения своих магазинов в этот проект.

Эксперт-консультант по потребительскому рынку Вадим Носов говорит, что экспресс-консалтинг — именно та программа, которая сейчас необходима малому бизнесу. По его словам, зачастую предприниматель не замечает, что проблемы его бизнеса в мелочах (например, сломанное крыльцо магазина, мусор в торговом зале, отсутствие ценников и т.д.). Компания Metro, имея большой опыт, помогает определить основные задачи, которые нужно решить, чтобы вывести бизнес на более высокий уровень. Носов отмечает, что подобная услуга (консультация), в частности, у него стоит от 4,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

По словам руководителя областной ассоциации быстрого питания Алексея Носова, если бы программа Metro распространялась на точки «фаст-фуда», предпринимателям тоже было бы чему поучиться.
Между тем, директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев говорит, что, к сожалению, очень немного местных предпринимателей готовы обучаться методам совершенствования бизнеса. По его оценке, лишь 20% нижегородских предпринимателей пытаются менять свое дело: участвуют в семинарах, бизнес-сообществах, читают специальную литературу. В качестве примера он привел бесплатную маркетинговую консультацию от Сбербанка при получении предпринимателем кредита, от которой большинство клиентов банка отказываются.
У Metro сегодня два торговых центра в Нижнем Новгороде — в верхней части города и в заречной. Однако, по словам PR-менеджера по региональным проекта Анна Малеиной, с точки зрения мелкооптовой торговли, рынок Нижнего Новгорода и Нижегородской области еще не насыщен. Компания не исключает, что в дальнейшей перспективе она будет развиваться в регионе. Эксперт Носов добавляет, что один из основных клиентов торгцентров Metro – предприятия общественного питания, а этот рынок в Нижнем Новгороде практически пустой. Если Нижегородский район насыщен точками общепита, то, например, в заречной части города их очень мало.

Екатерина Чичурина
Все новости