Как не надо оценивать бизнес.

20.03.2005 "Капиталист"№ 5 март 2005 статья Юрия Кузьмичева
Процедура оценки бизнеса в России до сих пор не вышла на сколько-нибудь высокий научный уровень. Большинство компаний используют ненадежные, а иногда и просто произвольные формулы, отсутствуют какие-то общепринятые методики. Пожалуй, единственный критерий адекватности оценки – реальная продажа бизнеса по определенной специалистом цене. Понятно, что в этом случае правильность результатов оценки определяется лишь постфактум. Однако уже сейчас можно говорить о методиках, применение которых дает цифры, лишь случайным образом способные совпасть с действительной стоимостью предприятия.

Оценка бизнеса по коэффициенту объема продаж.
Эта методика заимствована у западных консультантов по продаже бизнеса. Для каждой отрасли она предлагает примерную формулу для перевода объема продаж в приблизительную цену бизнеса. Стоимость супермаркета, например, предположительно равна стоимости имеющихся товарных запасов плюс месячный объем продаж. Стоимость кафетерия и небольшого ресторана обычно приравнивается к 3-4-месячному объему продаж. Аптеки должны продаваться, в среднем, по цене, соответствующей 100-дневному объему продаж. Очевидно, оценка бизнеса по объему продаж нелогична, поскольку, таким образом, измеряется лишь товарооборот, отношение которого к действительной прибыли собственника бизнеса остается неясным. Конечно, объем продаж - важный фактор при оценке бизнеса, но лишь тогда, когда издержки соразмерны производимым доходам. Например, применение западных методик к определению стоимости компаний, проданных в 2003-2004 гг. показывает, что реальная сумма сделки оказывается больше показателей, вычисленных исходя из коэффициента объемов продаж.


Попытка «отдаться на волю рынка».
Другим распространенным, но дорого обходящимся подходом, является попытка продавца бизнеса установить произвольную, как правило, завышенную цену, в надежде, что рынок расставит все на свои места. По сути, в этом случае оценка как таковая вообще отсутствует, а заявленные собственником цифры используются как отправная точка для переговоров. Продавцы компаний не учитывают того момента, что при поиске инвестора большую роль играет такой фактор, как срок экспозиции бизнеса, т.е. времени, которое он выставлен на различных торговых площадках. Так, компании, продаваемые дольше семи-восьми месяцев, начинают восприниматься инвесторами как малопривлекательные для вложений, сама возможность продажи оказывается минимальной.. Последующее снижение цены, конечно, возможно, но для этого необходимо изменить стратегию продажи, изменить позиционирование бизнеса на торговых площадках. Это требует дополнительных временных и финансовых затрат.


Оценка бизнеса исходя из стоимости его имущества .
Еще одной неудачной методикой, используемой для оценки малых предприятий, является оценка каждого продаваемого актива, входящего в состав предприятия. Такой подход наиболее распространен при оценке компаний, имеющих в собственности недвижимость. Продавец, к примеру, может полагать, что бизнес стоит 1000 тыс. долл., исходя из того, что занимаемое предприятием помещение стоит 600 тыс. долларов, оптовая цена товарных остатков равна 200 тыс. долларов, стоимость оборудования – 150 тыс. долларов, а гудвил оценивается примерно в 50 тыс. долларов. Конечно, собственник бизнеса может оценивать и иные активы, включая их в стоимость бизнеса. Данный подход может быть применен к оценке предприятий, приносящих сравнительно небольшой доход, при условии адекватного определения рыночной стоимости имущества (с учетом его износа и рыночной ликвидности). Однако, никто не может гарантировать инвестору, что приобретаемый им набор активов действительно сможет приносить доход. Кроме того, данный подход практически неприменим к доходным предприятиям, а также фирмам, представляющим собой денежный поток. На представленной ниже диаграмме данные тезисы подтверждены на примере сделок по продаже предприятий, работающих в продовольственном бизнесе, совершенных в 2003-2004 гг. бизнес-брокерскими компаниями, входящими в программу «Партнерство «Deloshop».



Оценка бизнеса стоимости основного капитала
«Балансовая (остаточная) стоимость» - термин, отражающий долю (собственный капитал) владельца в бизнесе. Если из общей стоимости материальных активов вычесть суммарную задолженность, то получившаяся разница и будет балансовой стоимостью бизнеса. Крупные компании зачастую отчуждаются путем продажи корпоративных акций по их балансовой стоимости. Существует, однако, ряд проблем, возникающих при использовании балансовой стоимости для определения цены более мелкого бизнеса, организованного как акционерное общество. Во-первых, при этом не учитывается потенциал бизнеса, стоимость его нематериальных активов. Во-вторых, основные средства (недвижимость, оборудование и т.п.) показываются по сниженной стоимости (это обусловлено спецификой российского налогообложения). Таким образом, этот метод оценки практически не используется при определении стоимости отчуждения компаний на рынке готового бизнеса. Конечно, акционерные общества на нем продаются, но при этом общая цена предприятия определяется доходным или сравнительным методом, а затем уже определяется цена одной акции.

«Да, где ж наживаться, вернуть бы свое!»
Также, продавец при определении стоимости своего бизнеса не должен забывать, что покупатели – рационально мыслящие люди. Так, если продавец устанавливает слишком высокую цену (так чаще всего и происходит в отечественной практике), то компания просто не будет продаваться, потеряет привлекательность для покупателя, даже если цена, в конечном счете, будет снижена. За примерами далеко ходить не надо: на московском рынке уже два года продается аптечная сеть, состоящая из 14 торговых точек. Владелец оценил ее в 1,4 млн долл., цену снижать отказывается. Результат – бизнес, несмотря на интерес со стороны потенциальных инвесторов, до сих пор не продан и, судя по всему, будет находиться в неопределенном состоянии еще долго.

Самостоятельная продажа бизнеса и несколько лет назад, и сейчас остается весьма трудоемким процессом. Чтобы грамотно продать предприятие его надо оценить, провести предпродажную подготовку, составить инвестиционный меморандум, организовать поиск инвестора, согласовать цену, разработать оптимальную схему передачи прав собственности и пр. Для этого нужно привлекать профессиональных оценщиков, юристов, аудиторов, иногда специалистов по рекламе и PR – их услуги стоят достаточно дорого. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Все эти задачи в комплексе успешно решают компании, специализирующейся на предоставлении бизнес-брокерских услуг. Именно они создали в России цивилизованный рынок купли-продажи готового бизнеса.



Все новости