Стулья придется изобретать

21.04.2008 "Биржа"№ 15
Несмотря на падение объемов производства мебели, розничные продажи в Нижегородской области растут. Эту тенденцию эксперты объясняют заходом в регион федеральных компаний-производителей, развивающих на местном рынке и собственную сеть магазинов.
Будущее мебельного ритейла, считают эксперты, - за мультибрэндовыми торговыми центрами и специализированными форматами (кухонной мебели, мягкой и т. д.).

По данным Госкомстата в Нижегородской области зафиксирован серьезный спад выпуска мебельной продукции. С 2004 по 2006 год спад составил 9%. А с 2006 по третий квартал 2007-го — 18%. Самые падающие позиции на сегодня — стулья, столы.

Ключевым событием, “запустившим” изменения на рынке мебельного производства и ритейла, стало открытие IKEA. Появление этого транснационального оператора повлекло за собой уточнение стратегии ключевых игроков: они стали наращивать торговые площади, создавать уникальные концепции магазинов и уходить от шведов в более высокий ценовой сегмент.

Приход транснационалов усилил конкуренцию между компаниями, в связи с чем сегодня наблюдается увеличение затрат на раскрутку торговой марки, говорит директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романычева. В Нижнем начинают появляться целевые места продаж. В частности, поставщик мебели и матрасов для IKEA “Нижегородская Славянская мебельная компания” открыла пауэр-центр (центр направленной покупки) “Открытый материк”, что способствовало оттоку покупателей из несетевой мебельной розницы.

Будучи крупным игроком, IKEA занимает большой сегмент рынка — порядка одной трети, и эта доля будет только расти, утверждает руководитель консалтинговой компании “Финсмарт” Андрей Трубин. Она предъявляет жесткие требования к поставщикам по всем направлениям, начиная от цен и качества и заканчивая логистикой и менеджментом. Выдержать их способны только крупные производственные компании, как правило, вертикальные холдинги. Многие местные производители пока к этому не готовы, даже в обмен на большие постоянные заказы.

Влияние IKEA выражается не только в ценовой конкуренции, но и в прививании нижегородским потребителям новых предпочтений в выборе мебели, считает гендиректор нижегородского “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. Компания предложила новую форму торговли: в их магазине выставлена мебель в виде готовых решений обустройства комнат и даже целых квартир, при этом потребитель может поучаствовать в этом творческом процессе, собирая мебель самостоятельно или меняя ее цвет по собственному усмотрению.

Транснациональные сети вносят новые критерии и стандарты работы, признает коммерческий директор сети “Мебель плюс” Игорь Кочетов. Это прекрасная школа для российского бизнеса. В свою очередь мы лучше знаем потребности своего покупателя и более дифференцированно относимся к сегментации.

Крупная рыба — в сетях

К наиболее заметным операторам на рынке мебели — не только Нижнего, но и России, руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов причисляет следующие компании.

IKEA — лидер по оборотам. Однако ее продвижение пока ограничено городами с миллионным населением, а ассортимент занимает отдельную нишу, отличаясь от ассортимента российской мебельной розницы.

“Шатура” — самый известный российский мебельный брэнд, лидер по числу магазинов, под этой маркой работают более 400 франчайзинговых магазинов.

Крупнейший местный игрок в нижегородском регионе — компания “Мебель плюс”. В Нижегородской и Владимирской областях она владеет 30 собственными и 15 франчайзинговыми магазинами.

Быстро развиваются и фирменные (монобрэндовые) сети иногородних производителей: “Дятьково”, “ТриЯ”, “Лазурит”, “8 Марта”. Каждая из них насчитывает от 20 до 75 магазинов, но этот рост свидетельствует скорее о ненасыщенности рынка. В реальности все перечисленные магазины монобрэндовые, сравнительно небольшой площади и, следовательно, недостаточно эффективные в больших городах, где покупатель привык иметь широкий выбор в одном месте. Поэтому в долгосрочной перспективе неоспоримы преимущества мультибрэндовых, сугубо торговых сетей: они предлагают широкий выбор покупателю, меньше завязаны на конкретный продукт, легче приспосабливаются к местным условиям.

С точки зрения Вадима Носова, развитие крупнейшими производителями собственных монобрэндовых сетей — нонсенс, поскольку рынок не насыщен ни в России, ни в Нижнем. По его мнению, признаки насыщения этого рынка можно будет увидеть тогда, когда большая часть торговли мебелью переместится в современные крупные форматы и специализированные мебельные ТЦ. И тогда, когда в Нижний придут лидеры федерального уровня.

Назвать мебельный рынок слабо конкурентным нельзя — розничных точек в Нижнем достаточно, возражает управляющий гипермаркетом мебели “Открытый материк” Эдуард Барсуков. Но качество и разнообразие выбора в мелкой несетевой рознице страдает — ведя ценовую войну, она торгует практически одним и тем же.

С одной стороны, в городе присутствует ограниченное количество брэндов. С другой — активно идет жилищное строительство, все больше людей приобретают новое или ремонтируют старое жилье. Молодое поколение стремится по-новому организовать пространство, поэтому мебель будет востребована. Насыщение рынка еще не произошло, считает Игорь Кочетов.

Перспективы

Ближайшие несколько лет рынок будет расти минимум на 10—15% год, размышляет Юрий Кузьмичев. К нам придут федеральные (в первую очередь — московские) компании, что усилит конкуренцию на нижегородском рынке. С другой стороны, у местных компаний есть время закрепиться в Нижнем, а также активно идти в города области — там конкуренция пока отсутствует.

В городе начнут активно развиваться крупные торговые центры мебели — начало этим форматам положено торговыми центрами “Открытый материк”, “БУМ” и “Бекетова 13”, утверждает Вадим Носов. Стоит ждать дальнейшей специализации: появления отдельных больших форматов для кухонной, мягкой мебели и т.п. — такую специализацию уже можно наблюдать в Москве.

По мнению некоторых экспертов, за пять-шесть лет нижегородский мебельный рынок может вырасти в четыре-пять раз. И если ближайшие год-два он будет увеличиваться до 40% в год, то в дальнейшем, с осуществлением программ ипотечного строительства жилья, его годовой прирост может дойти и до 100%.

В долгосрочной перспективе вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции на рынке. “Обвалятся” производители мебели, но операторы розничного рынка останутся. Российские производители начнут активно создавать совместные предприятия, будут продавать свои предприятия западным компаниям или будут пытаться выживать в этих условиях.
СПРАВКА. Общероссийский объем мебельного рынка составляет 4,5—5 млрд. дол., Нижегородская область — 100 млн. дол. в год, считает гендиректор нижегородского “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. Руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов утверждает, что для Нижнего Новгорода объем мебельного рынка составляет около 3,5 млрд руб. в год: это примерно 3% от всего объема товарооборота или около 200 руб. в месяц на одного жителя нашего города.

Мебельный рынок сезонный, а ежемесячные объемы сильно различаются, объясняет возможную причину расхождений экспертных оценок управляющий гипермаркетом мебели “Открытый материк” Эдуард Барсуков. В среднем годовой объем мебельного рынка Нижнего, по оценке этого источника, составляет 3—4 млрд руб.
Елена ЦАРЕВА

Все новости