ФАНТАСТИческий прирост

29.10.2007 "Биржа"№ 42
27 октября торжественно открыт торгово-развлекательный центр "Фантастика" - один из самых амбициозных проектов группы компаний "Столица Нижний". Эксперты и игроки рынка расходятся во мнении, произошло ли первоначальное насыщение города торговыми площадями. Однако снижения арендных ставок не наблюдается, и, значит, торговые центры будут возводиться. Что дало появление еще одного?


Город сыт?

Ситуация, когда на карте города были белые пятна, не закрытые торговыми объектами, ликвидируются. Первоначальное насыщение рынка площадями в Нижнем наступило в этом году, считает руководитель центра консалтинга Нижегородского союза магазинов Вадим Носов. Лакмусовой бумажкой стали настоящие, а не бутафорские — когда цены сначала повышают, а потом незначительно (на 10%) скидывают, сезонные распродажи.

По мнению директора консалтинговой компании “Финсмарт” Андрея Трубина, порог насыщения еще не достигнут: спрос будет удовлетворен к 2010— 2011 годам.

Но из Москвы, откуда в Нижний приходит подавляющее большинство федеральных операторов, ситуация видится по-другому. ООО “Бразерс и компания” откроет свой второй в Нижегородской области ресторан итальянской кухни Sbarro на первом этаже “Фантастики” и пока этим ограничится. Как пояснил менеджер по развитию компании Юрий Воробьев, Нижний Новгород пресыщен торговыми центрами, из-за чего уровень их посещаемости довольно низок.

Однако компания “Росинтерс ресторантс холдинг” планирует активно развиваться в нашем регионе — у каждого игрока своя концепция развития в регионах, возражает девелопер Олег Сорокин. По прогнозам руководителя ГК “Столица Нижний”, ближайшие два года торговые центры будут активно возводиться. Хотя первоначальный порог насыщения, по его мнению, наступил.

К знаковым переменам директор нижегородского “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев относит появление больших торговых центров формата “ТЦ выходного дня”. Наконец-то владельцы начали учитывать, что их целевая аудитория приезжает на автомашинах, и занялись наведением порядка на автостоянках. Еще один признак структурных изменений — большие торговые объекты начали появляться в “спальниках”: в Щербинках (ТЦ “Гагаринский”), в Сормове (“Золотая миля”), на Автозаводе (“Парк Авеню”). В этих местах три-четыре года назад никто бы и не подумал открывать торговый центр.

Девелопмент выгоднее торговли?

По данным компании “Финсмарт”, средние арендные ставки на площади в торговых центрах в Нижнем выше, чем в других крупных городах Поволжья. Срок окупаемости ТЦ в среднем составляет 5—7 лет: по этому показателю город лидирует в ПФО, что делает его привлекательным для московских и иностранных инвесторов.

Игроки розничного рынка, например гендиректор и владелец продуктовой сети “Медведь” Андрей Горбатов, считают, что работа на рынке аренды сегодня выгоднее ритейла. По его словам, москвичей приводит в недоумение то, что средний чек покупки в нижегородских магазинах сегодня в три раза ниже московского, а арендные ставки — такие же, как в Москве. Почему этот феномен наблюдается в городе, который по уровню жизни стоит на восьмом месте среди городов-миллионников? Директору ООО “Бродвей пицца” американцу Дереку Миллеру, начавшему развивать свою сеть из 15 заведений в Нижнем, сегодня проще открыть кафе на фуд-корте Ярославля, Чебоксар или Иванова.

Нужно сравнивать вещи, сопоставимые по своим параметрам, утверждает Олег Сорокин: арендная плата соразмерна месту размещения, и в Москве она в три-пять раз больше (хотя в сопоставлении с “Черемушками” аренда в “Этажах” может оказаться и выше). Сравнивать стоимость аренды “Фантастики” можно со стоимостью аренды в “Меге”.

— Наш коридор от 280 до 1,5 тыс. дол. годовых за один кв. м, не считая НДС и эксплуатационных расходов, — замечает Сорокин. — Но у каждого оператора своя ставка: нельзя брать с продавца книжек и торговца брильянтами одинаковую арендную плату, хотя их витрины могут стоять рядом и даже занимать одинаковую площадь. Они ориентированы на разную выручку, при этом мы не можем заполнить весь этаж двадцатью пятью ювелирными магазинами, не поставив ни одного книжного.

Чего не хватает городу?

По мнению директора компании “Финсмарт” Андрея Трубина, каждому району города необходимо появление крупных (от 5 тыс. кв. м) гипермаркетов. Ситуация, при которой за продуктами и предметами первой необходимости нижегородцы вынуждены ездить на другой конец города, абсурдна — она свидетельствует об отсутствии достаточного количества предложения. По-прежнему высок спрос на товары для дома, интерьера, а также на одежду средней ценовой категории — в направлении развития этих сегментов и будут двигаться новые ТЦ нашего города.

Городу нужны развлекательные комплексы — с аквапарками, боулингами, кафе, обычными и 3D-кинотеатрами, картинг-дромами, большими игровыми зонами, куда можно приходить с детьми на целый день, считает директор “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев. Он ждет появления настоящего универмага автомобилей, где из пятидесяти моделей и десятка брэндов можно будет выбрать по вкусу. Городу нужны универмаги, подчеркивает он, в которых все площади занимает большой непродовольственный магазин под одной вывеской (наподобие знаменитых Wall- Mart). Собственники таких магазинов выигрывают в ценовой конкуренции за счет экономии на масштабе, на собственных торговых марках (private label) одежды и техники.

Открытия универмага уже во второй очереди ТРЦ “Фантастика” ждал и руководитель центра консалтинга Нижегородского союза магазинов Вадим Носов. По его словам, появление универмагов избавило бы от необходимости переплачивать лишнее. По его словам, треть, а то и половину цены покупки в современных торговых центрах составляет стоимость арендной платы.

С утверждением не согласен Олег Сорокин: стоимость аренды в цене покупки колеблется от 6 до 15%. В ближайшем будущем арендная ставка будет состоять из двух частей, как в классическом западном договоре: минимальной фиксированной арендной платы, которую платит арендатор, и “надбавки за успех”. Последняя будет взиматься в том случае, когда оборот арендатора превышает определенную пороговую сумму. Это дополнительный стимул заинтересовать управляющую компанию, чтобы у розничного оператора дела шли лучше.

Что даст городу “Фантастика“?

По мнению Юрия Кузьмичева, торговую ситуацию в городе “Фантастика” коренным образом не изменит, хотя какое-то время будет наблюдаться небольшой отток посетителей из “Меги”. С ним солидарен и Вадим Носов.

Андрей Трубин полагает, что открытие “Фантастики” произведет корректировку в маршрутах покупательских потоков Нижнего в пользу жителей Верхних Печер. В этом районе существует заметный спрос со стороны платежеспособного населения на торговые и развлекательные объекты. Но неправильно думать, что новый ТРЦ призван закрывать лишь локальный, районный спрос: большое количество людей будут целенаправленно ездить за покупками именно на Родионова.

Не влиять на торговлю города такие центры, как “Мега” и “Фантастика”, не могут, объясняет Олег Сорокин. Нижегородский рынок по своему объему невелик. Сложите площади обоих торговых центров и противопоставьте им все остальные имеющиеся в городе торговые площади. Тогда станет понятно, какое значительное количество магазинов сконцентрировано в двух торговых центрах. Но ведь население города не растет в той прогрессии, в какой растут площади магазинов, не растут в этой прогрессии и доходы. Выручка перетекает в торговые центры. Поэтому для уличной торговли наступают не лучшие времена.

Елена ЦАРЕВА

Все новости